louis vuitton taschen outlet lancel pas cher louboutin outlet uk canada goose udsalg canada goose udsalg sac goyard pas cher moncler outlet Monlcer Outlet parajumpers dame salg Canada Goose Pas Cher louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Moncler Outlet goyard replica Ralph Lauren pas cher Canada Goose Outlet polo Ralph Lauren pas cher Moncler Jakker Udsalg moncler pas cher Parajumpers Jakker Udsalg Ralph Lauren pas cher Parajumpers Pas Cher louis vuitton replica Moncler Jas Sale Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Femme Pas Cher Canada Goose Outlet Louboutin pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher chloe replica goyard replica Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet
Космическое сознание: Текстовое содержание второго диска

Космическое сознание

Текстовое содержание второго диска

KOSMIC CONSCIOUSNESS by Ken Wilber, 2004             ДИСК ВТОРОЙ

Ход эволюции: Стадии развития

1. Введение

2. Понятие стадий

3. Что значит "духовный"?

4. Уровни, структуры, стадии, волны

5. Развиваемся ли мы как существа?

6. Опасности эволюции

7. Реинкарнация и развитие человека сквозь жизненный цикл

1. Введение

Sounds True представляет вторую сессию Космического сознания с Кеном Уилбером – Ход эволюции, стадии развития.

2. Понятие стадий

- Кен, приступим к стадиям, которые ты называешь уровнями, волнами, структурами. Ты используешь много разных терминов.

- Да, сбиваю людей с толку.

- Точно! А зачем?

- Мне сказали: «Кен, пока у тебя всё слишком просто». А я им: «Ладно. Что вы на это скажете?» и подкинул кучу терминов.

Вот, что интересно: когда мы смотрим на мир природы, на усложнение и развитие многих протекающих в нем органических процессов, мы никак не можем привыкнуть к тому, что называется общим словом «эволюция». А ведь во многих древних традициях существовали концепции  внутреннего роста и развития, такие как семь чакр или семь путей развития сознания Кундалини йоги.

Когда мы говорим о стадиях, надо быть очень внимательным. Есть масса способов пойти неверным путем и заблудиться. Исследователю заблудиться сложнее, тем не менее, важно помнить, что и такое случается, тем более что я тоже буду говорить об этих понятиях весьма поверхностно. Через минуту мы поговорим о стадиях, волнах, и что они означают. Использование такого числа терминов – это всё равно, что использование шкалы Фаренгейта или Цельсия. На самом деле не имеет значения, как вы поделите шкалу. Вы можете сделать это практически любым способом, который вам нравится. Взять хотя бы три стадии развития по Гиллиган. Большинство психологов, изучающих развитие нравственности, как и Гиллиган, подразделяют каждую из стадий на две, получается, всего их шесть. Можно и так, главное, понимать, для чего это нужно, и указать ключ к пониманию градации.

Это важно потому, что…? Ну, во-первых, все это правда и происходит в реальности. Изучение стадий важно, т.к. отслеживание новых более высоких уровней развития открывает перед людьми новые перспективы: способности и возможности более высокого порядка, до которых каждый сможет дорасти, но только если он и правда растет, т.е. продолжается его развитие. Но нужно не поддаваться искушению классифицировать людей; опираясь на единичный ответ, записывать человека в третий сорт, на низший уровень.  Мы все знаем, какие от этого бывают последствия…

Несмотря на эти проблемы, реальные уровни или стадии существуют, и знания о них могут способствовать нашему развитию. В качестве краткого примера давайте рассмотрим исследования стадий западных психологов-девелопменталистов, в частности, Кэрол Гиллиган. Просто многим непонятно, зачем используются стадии, что это значит. Жутковато звучит, похоже на...

- Похоже на теорию элит!

- Да…  я и элитист, и фашист, и нацист и кто там ещё… но только по вторникам и четвергам[1]. Ужас… Так вот, Кэрол Гиллиган, как водится у психологов по развитию, собрала группу женщин и попросила их ответить на несколько вопросов. То есть, на протяжении определенного времени респондентам задавали одни и те же вопросы и анализировали менявшиеся со временем ответы. Общим для всех был вопрос: «Имеет ли женщина право на аборт?» Все ответы респонденток Кэрол разделила на три стандартных вида: первый – «да», второй – «нет» и третий – «да».

Таким образом, первое «да» означает «Да, женщина имеет право на аборт». Почему? «Потому что. Все, что я говорю - правильно. Что хочу, то и делаю, и вообще – отвяжитесь от меня!». Второй ответ: «Нет, нет, ни в коем случае! Женщина не имеет права на аборт». Почему? «Потому что общество нам говорит: «закон есть закон», нельзя его нарушать, это очень плохо». Женщина не может пойти на это. Это запрещено Библией, законом и конституцией. Третий ответ: «Да, женщина имеет право на аборт, это сложное решение, но тут многие факторы нужно учитывать. Нужно взвесить  опасения женщины, опасения других людей и проч. И потому, в определённых обстоятельствах женщина имеет право на аборт».

Мы имеем три класса, три вида ответов. Будем называть их 1, 2 и 3. Итак, группа женщин наблюдалась на протяжении определенного отрезка времени. Вот что установлено: если женщина дала ответ 2, и если её ответ менялся, то менялся всегда на 3, а не на 1. Иными словами, прослеживается вектор (направление). При изменении ответа женщина переходила к последующей стадии, но никогда не возвращалась на прежнюю, первую стадию. Так мы получаем концепцию стадий, вернее, стадии развития ответов женщин, что дает вам право считать, что существует определенная последовательность развития. Кэрол Гиллиган установила следующее:

Первая стадия - «эгоизм»: «Что хочу, то и делаю. Отвяжись от меня. Тебя не спросила, делать ли мне аборт».

Вторая стадия - «неравнодушие», но конформистская, ограниченная традиционным общепринятым уровнем развития. Женщине не все равно, но она не может нарушить закон, это для нее неприемлемо. Третья стадия - «забота обо всех». В этом случае женщина думает обо всех, учитывает не только свои права, но и права неродившегося ребёнка. Решение ей дается непросто. Иногда женщина говорит «да», иногда «нет», но в некоторых обстоятельствах признает за женщиной право на аборт.

Если в ходе эксперимента не наблюдается изменение ответов в другом направлении, речь идет о стадиях. Их изучением занимаются психологи-девелопменталисты, они выявляют стадии и их развитие в модулях, линиях, способностях, видах интеллекта. Существует масса исследований в этой области, и, как правило, они показывают, что далеко не всё измеряется стадиями.

Нам ещё предстоит поговорить о видах, состояниях сознания, изменённых состояниях, пиковых переживаниях, которые не всегда проходят стадиями. Эти состояния случаются как будто сами по себе, невпопад, внезапно, приходят и уходят. Но многие области психики, как и многие живые организмы, развиваются так же, как вырастает из жёлудя дуб, а из яйца курица, развиваются в конкретных стадиях. Ход развития изучают  психологи-девелопменталисты. Изучив одну группу, они переходят к исследованию других групп, затем изучают другие культуры и закономерности их развития.

Есть стадии, характерные только для некоторых культур. Другие стадии, как известно, межкультурные и более универсальные. Стадии - материал исследований. Теория стадий не навязана и не выдумана. Нет такого: «каждый человек должен проходить стадии, основанные на моих предпочтениях». На самом деле любой профессиональный психолог - девелопменталист проделывает громадный объём работы. Теория стадий подтверждена исследованиями. Ранее выдвигались весьма необычные концепции стадий. С годами они совершенствовалась.

Жан Гебсер предложил одну из таких концепций, которая стала достаточно известной. Это общие стадии культурного развития: архаическая, магическая, мифическая, рациональная и интегральная. Они довольно известны и находят понимание. Но все эти знания основаны на определённом типе исследований, необходимо помнить об этом. На высших ступенях стадии приобретают выраженную духовную направленность, они становятся в высшей степени трансперсональными. И в этот момент всё становится крайне интересным. Это не единственный путь к духовному началу. Но одно из нескольких определений духовного состоит в следующем: все наивысшие уровни различных линий развития являются в высшей степени духовными.

3. Что значит "духовный"?

- Я немного запуталась: наивысшие уровни различных линий выглядят как духовные, то есть наивысший уровень кинестетической линии развития великого атлета является духовным?

- Да. Видеть, как Майкл Джордан играет в баскетбол - все равно, что видеть Бога! (смеется). Позволь пояснить предыдущую концепцию и дать, может быть, пару определений того, что принято называть «духовным», ведь рано или поздно мы придем к этому.

- Хорошо.

- Существует, по меньшей мере, 3 или 4 определения термина «духовный». Рассмотрим их и вернемся к аспекту уровня и линии. Одно из понятий «духовный» означает наш опыт. Мы говорим: «у меня есть духовный опыт», «у меня есть пиковое переживание». В данном случае речь о мистическом опыте, единении с природой, опыте единства с Богом, с богами, со всем сущим. Люди широко используют эти понятия, все они верны. Нам нужно тщательно выбирать понятия.  Мы также должны убедиться, что для понимания карты мы используем все существующие понятия, выделим для них место на нашей карте.  

Мы говорим о состояниях измененного сознания. Человек способен переживать духовный религиозный опыт. Его переживания аутентичны. Люди порой дают такому опыту всякие дурацкие трактовки. Думаешь: вот тебе на! Но переживания эти - действительно подлинные, истинные, неподдельные.

Еще одно понятие, которое человек использует интуитивно, как раз относится к уровням и линиям. Возьмем что-нибудь очевидное, например, эмоции. Низшие уровни эмоционального развития: гнев, зависть, ненависть. Духовными их не назовешь. При этом такие эмоции высокого порядка как всеобщая любовь, забота, сострадание и блаженство повсеместно считаются «духовными». Люди, используя эти понятия, не задумываются об уровнях и линиях, они лишь интуитивно, по умолчанию подразумевают их.

В рамках когнитивной линии развития духовными не считаются такие низшие уровни развития, как образы, символы и логика. Но как только мы переходим к более высоким, трансрациональным уровням: интуиции, единению, осознанности, - всё это относят уже к сфере духовного.

Низкие уровни нравственной линии: «Я думаю только о себе» большинство людей духовными не считает. Более высокие уровни - всеобщая забота и сострадание - уже считаются духовными. Само понятие «духовное» традиционно употребляется именно применительно к таким качествам. Всё движение трансперсональной психологии, да и само слово «трансперсональный», базируются на этом исходном понятии, высшие надличностные, над-уровни являются духовными.

Третье определение «духовного» заключается в том, что духовный не всегда означает «высший» уровень какой-либо линии. Духовность в данном случае – это линия сама по себе, она развивается самостоятельно. Человек может сказать о себе «я развит духовно в той или иной степени» или «у меня низкий или высокий уровень духовности». Духовная линия начинается в младенчестве, и у каждого индивида растёт и развивается по-своему. Это понятие также широко используется, в том числе в работах Джеймса Фаулера, который выпустил серию научных работ и опубликовал книгу под названием «Стадии веры». Мы, так же как и Гиллиган, задаем людям вопросы о том, что такое духовность, религия, всеобщая забота. Фаулер установил, что в этой конкретной сфере человек проходит стадии развития духовного ориентирования.

Таковы три употребимых значения духовности. Спрашивая человека о духовности, необходимо сначала уяснить, о каком из этих значений идет речь.

Я хочу добавить четвёртое значение, которое подразумевает вашу духовную позицию (мироощущение, взгляд) на любом уровне или стадии развития. Это позиция любви, открытости, заботы и так далее.

Таким образом, мы имеем четыре распространённых значения слова «духовный» и каждое из них верно. Главное понимать, какое их них человек имеет в виду. Ведь найдется какой-нибудь девелопменталист и скажет, что дух представляет собой наивысший уровень когнитивной, аффективной или кинестетической линии. Вообще-то так и есть. Майкл Мёрфи в «Паранормальных городах» описывает наивысший уровень кинестетической линии. Ее предельный существующий уровень называется левитацией. Я действительно считаю, что Майкл Джордан левитирует, поэтому я его и упомянул. Я думаю, он гений. Мне кажется, Барышников тоже левитировал, но я не могу это доказать.

- Тэ-эмовцы[2] тоже левитируют?

- Нет, не думаю, что они левитировали. Барышников – тот да ...(смеется). Наверное, тут не совсем левитация… Факт в том, что люди, достигшие таких высочайших уровней кинестетической линии, приобретают поистине экстраординарные способности. 

Предположим, девелопменталист скажет нам: «Давайте поговорим о духовности». Его понимание заключается в том, что духовными могут быть только высокоразвитые уровни. Однако другой человек, которому доступно иное понимание «духовного», отнесется к такой трактовке с недоверием: «Стоп! Вы хотите сказать, что у ребёнка отсутствует духовная ориентация? Я не считаю себя высокоразвитым, но я обладаю богатым духовным опытом. И слышать ничего не желаю о девелопментализме. Я не верю в это. Это навешивание ярлыков, классификация, это просто отвратительно». В данном случае они оба правы.

Конкретные аспекты человеческих способностей действительно проходят уровни, стадии и волны развития. У нас есть тому подтверждение. Но есть и другие аспекты, которые так же  подлинны и которые так же справедливо называются «духовными», но в то же время таковыми не являются. Традиционно такой духовный опыт как природный, божественный мистицизм или религиозный опыт, имеющий стадии развития, бывает  очень глубоким, но, как правило, он скоротечен и преходящ.

Таким образом, важны все определения «духовного». По ходу нашей беседы мы будем обращаться к каждому из значений. Львиная доля заблуждений и споров о духовном возникает на почве отрицания верности всех 4-х определений духовного. Я же полагаю, все они верны. Есть такая Школа трансперсональной психологии, - в нее ходят и закоренелые девелопменталисты, которых не интересуют состояния, - они занимаются в основном медитацией. А есть и те, кто изучает состояния сознания, - эти обычно на наркотиках, они и так в измененных состояниях :) И все эти люди разговаривают друг с другом. Мне кажется, все они рассматривают одинаково актуальные концепции, интегральный подход стремится предоставить место для каждой.  

4. Уровни, структуры, стадии, волны

- Возвращаясь ко всем этим терминам, которыми ты называешь стадии развития, почему их так много? Ты же не хочешь, чтобы мы запутались? Есть уровни, структуры, волны. Как в них разобраться?

- Да, стадии еще.. это мое психотическое расстройство виновато… (смеется). Каждое из понятий придает концепциям особый оттенок, имеющий для нас большое значение, хоть и не лишено недостатков. Это выглядит примерно так: автор выкладывает на стол термины и взывает к милосердию читателя.

В целом, «уровень» - подходящий термин, но жесткий и немного неуклюжий, поскольку ограничен своего рода указанием «вот он - реальный «уровень», я сижу на таком-то этаже здания». Я могу сказать, что нахожусь на третьем этаже. Действительно, такое явление, как третий этаж, существует. Вы идёте к лифту, и он поднимает вас на третий этаж. Нет, ни одна из концепций стадий не обладает такой точностью. Даже если девелопменталисты и скажут вам, что вы сейчас на том или ином уровне развития, к этому следует отнестись критично. Если взять исследование Кэрол Гиллиган по нравственному развитию или нечто подобное... Берется классификация шести стадий, задаются вопросы респондентам и собираются ответы. Предположим, по результатам теста человек находится на четвертой стадии. То есть, около 50% времени респондент давал ответы, соответствующие стадии 4. 25% времени отводилось на ответы стадии 5, и около 25% времени – ответы стадии 3. Это всего лишь вероятность – как люди возможно будут отвечать на поставленные вопросы, и вероятность эта совершенно нестабильна.

Распространив понятие «волн», Говард Гарднер смягчил понятие «уровня» и приблизил его к морской волне. Да, волны есть, никто не отрицает, но где они начинаются и где заканчиваются - ответить сложно. Дать ответ на вопрос «Сколько волн в океане»? невозможно, да и бессмысленно. Также как нельзя точно установить, что существует именно шесть стадий нравственного развития. Это всего лишь концептуальная конструкция, которая используется нами для анализа.

Концепт «волны» дает нам представление о раскате, движении - неплохое такое слово. 

Стадия - это версия волны. Стадии разворачиваются в последовательности. Суть стадии  - в ее необратимости. Стадии сродни атомам, молекулам или клеткам. Не бывает клетки без молекулы и атома. «Стадия» состоит из компонентов - всех предшествующих стадий развития. Так атомы – компоненты молекул, молекулы – компоненты клеток, и такая последовательность необратима. Никто и ничто не может изменить такой порядок следования. То же можно сказать и о буквах, словах, предложениях и параграфах. Нельзя составить параграф без предложений и слов. Такого не бывает. В этом и состоит концепт стадии.

Невозможно дать ответ стадии 3 по Гиллиган, предварительно не дав ответы стадии 2 и 1. Не бывает так, что человек проявляет всеобщую заботу, не пройдя эгоистическую стадию и стадию неравнодушия. Так не бывает. И это самое важное, так как это и есть ход эволюции и он невозможен в обратном порядке. Регресс возможен, но только при условии, что человек уже развит. В любом случае, развитие человека не может начаться с наивысшей стадии и пойти назад.

Таким образом, разные понятия придают идее разные оттенки. «Уровень» бывает низким или высоким, в зависимости от развития ответов. «Стадия» относится к ходу, заданной последовательности. «Волна» – гибкий, текучий уровень, волны могут идти внахлест и т.п. «Структура» означает конфигурацию уровня, волны или стадии. Этот технический термин был выдвинут структуралистами, которые первыми попытались определить, из чего состоит каждая отдельная стадия, что она собой представляет. Это очень технический подход. Холистическая концепция. Структуралисты пытались определить неизменяющуюся  целостность ответа, его истинную структуру. Я бы мог продолжить свой рассказ об этом, но все заснут и я тоже.

- Хорошо, не хочу засыпать.

- Я склоняюсь к использованию «стадий» и «волн» и считаю, что они меньше всего вводят в заблуждение.

- Итак, мы говорили о стадиях нравственного развития человека.

- Правильно.

- И ты сказал, что мы можем применить эти стадии ко многим явлениям, но не ко всем.

- Верно.

- Когда мы можем применять модель стадий, а когда нет?

- Рассмотрим стадии сами по себе, и станет видно, что в них столько всего не открытого. Вернемся вновь к модели нравственного развития Кэрол Гиллиган, которую также изучал Кольберг. Предложенные ею три стадии развития также называются доусловным уровнем, уровнем традиционной нравственности и посттрадиционным уровнем. Вполне подходящая  формулировка. Например, новорожденный находится на доусловном уровне. Он ещё не социализирован, он вне условностей. Поэтому его ответы пока на доусловном уровне. Постепенно он узнаёт, что такое хорошо и что такое плохо, учится взаимодействовать с другими, говорить, и тогда его ответы переходят на уровень  традиционной, конформистской нравственности. По мере своего развития ребенок начинает размышлять о собственной культуре, что обычно происходит в юности или чуть позже: «Постойте, Библия говорит, что Земля была создана за шесть дней. Ну я не знаю…». И он начинает рефлектировать, заниматься самоанализом, критиковать собственную культуру. Вот это посттрадиционный уровень - попытка выйти за пределы. Эти три основные волны эволюции говорят нам о многом, о том, что человек проходит стадии, размышляет о своей жизни и понимает, что могло бы произойти.   Но если человек находится на 2й стадии – стадии неравнодушия, конформистской или традиционной стадии, - это ничего не говорит нам о его занятиях, мыслях, поступках и т.п. Человек может быть кем угодно: конформистом и одновременно нацистом, членом Ку-Клукс-Клана или членом Ротари клуба. Поэтому понятие «стадия» многое оставляет неопределенным. Стадии представляют собой обширное и очень расплывчатое понятие. Поэтому нельзя этак запросто классифицировать людей только исходя из того, на какой стадии они находятся. К примеру, те, кто находятся на уровне традиционного конформистского неравнодушия, работают в Красном Кресте в разных точках мира или бойскаутами в некоторых обществах, заняты поистине добрыми делами. И даже в таком, казалось бы, очевидном вопросе, есть явления, которые невозможно установить, используя только теорию последовательности стадий. 

Прежде чем мы перейдём к вопросу о состоянии сознания, замечу, что «стадия» сознания и  «состояние» сознания – разные понятия. Состояние становится особенно актуальным тогда, когда заходит речь о таких вещах как духовность, потому что многие люди в поисках духовного хотят пережить духовный опыт, найти Бога, Богиню, испытать это на собственном опыте, а не только думать об этом. Они не хотят церковь с её религией, им нужна глубокая реализация наивысших, широких и глубинных состояний бытия. Это и есть состояние – в некотором роде состояние сознания. Предположим, я решил прогуляться, выехал на природу и пережил невероятный опыт природного мистицизма, испытал потрясающее чувство единства со всем сущим, здесь и сейчас. Такой опыт кардинально меняет мою жизнь. Переживание, как правило, приходит, длится какое-то время и уходит. Это отличное от стадии состояние. Для «состояния» понятие доусловного уровня, уровня традиционной нравственности и пострадиционного уровня неприменимо. Это конфликт другого рода, связанный с духовностью. Потому что вызывать духовное состояние можно многими методами, в том числе и наркотиками, которые вводят в необычное состояние. Но такие состояния не стойки. Прежде всего, человек стремится к преобразованию состояний в некие постоянные характеристики, иными словами, к тому, чтобы изменённые состояния приобрели перманентные свойства. И в этом заключается развитие, в том, что человек стремится  превратить состояния в постоянные компоненты концепции стадий.

Оба понятия очень значимы, их нельзя сводить в одно. Многие люди не хотят заниматься продолжительной практикой, не хотят проходить стадии развития. Это нормально. Это совершенно нормально. Говорят, что поистине глубокий духовный опыт может полностью поменять вашу жизнь, придать ей необыкновенную насыщенность, прозрачность, живость и глубину, чего раньше не было. При использовании подхода интегрального информирования нельзя исключать ни одну из этих категорий.

- Мы можем применить стадии развития во всех четырех секторах?

- Да. Мы говорили о том, что в верхнем левом секторе у нас потребности и нравственность. В верхнем правом, куда вы сейчас смотрите, и частично в нижнем правом секторе - объективный мир – «оно», «они», организмы и среды. У них есть внутренние стороны. Но если смотреть на них с внешней стороны, как мы сейчас смотрим на «них», как на объекты, на третьи лица, мы не смотрим на наш внутренний мир, мы не рассматриваем «я» и «мы». Мы рассматриваем «ты» как объективный организм: вес, рост, количество молекул и атомов, количество генетического материала, мозговую деятельность, количество дофамина, - всё это относится к третьему лицу, к «оно» и всё это изучает наука. При изучении объективного мира «они», наука обнаруживает эволюцию в стадиях, её ход и стадии развития каждой особи. Взгляните на  великое древо жизни, и вы поймете концепцию стадии: развертывание, возрастающее разветвление и при укрупнении - интеграция. В биологии есть свои линии и уровни, которые называются филогенетические ветви и градиенты. Что такое градиент – понятно из названия, это уровень чего-то. Филогенетическая ветвь означает общность. Это линия. Можно, например, отследить эволюцию филогенетических ветвей и градиентов в динамике развития паразитов и шимпанзе. Это то, что мы называем уровнями и линиями, только применительно к объективному миру. Вселенная предположительно возникла в результате Большого Взрыва, - единое гигантское скопление бог знает чего! Затем всё это дифференцировалось и  интегрировалось в материю, которую мы видим вокруг нас. Так происходит эволюция. Фактически эволюционные стадии изучены наукой намного более подробно, чем глубинные аспекты. Возьмите любой учебный курс по биологии, эволюции или экологии. Что там есть? Теория эволюции звёзд со стадиями развития. Ну то есть, обычный научный материализм рулит… Но науке это на руку. Эта информация не слишком интересна человеку, интересующемуся личностным ростом, потому что неприменима в развитии собственного внутреннего мира. Наука вручает нам понятие о нас, как об  объективном теле, эволюция которого началась более 500 000 лет назад. А сейчас мы можем управлять в большей степени тем, что происходит у нас внутри.

5. Развиваемся ли мы как существа?

- В этой связи возникает интересный вопрос об эволюции в целом. Эволюционируем ли мы как вид? Я думаю, на этот счёт есть много различных взглядов. Мне кажется, что, согласно модели стадий, ты бы ответил: «Да, мы эволюционируем как вид».

- В каком-то смысле и «да» и «нет». Совершенно точно думаю, что здесь пригодится интегральная модель. Ты права, сейчас ведутся жаркие научные дебаты насчет того, эволюционируем ли мы, и может ли эволюционировать человечество. В частности, эволюция как понятие зародилась в эпоху Западного Просвещения, и, начиная примерно с 1700 года, эволюция рассматривалась только как прогресс – сладость моего прогресса. Со временем все становится лучше и лучше и лучше. Все ранние концепции стадий, появившиеся в Эпоху Просвещения, были довольно грубыми, все они вели к высшей ступени, которая представляла собой придуманную философом концепцию стадии. То есть, у нас была бы концепция о двух-трёх или четырёх жестко-ограниченных стадиях так называемой эволюции. Они скорее запутывают, чем помогают, вызывая множество затруднений. Были новаторские идеи,  но именно обилие новаторских идей готовило почву для укоренившихся заблуждений. Не связывайтесь с этими концепциями, иначе вы в них завязнете. Посмотрим лучше на эволюцию человеческих обществ или культур. Можно ли вычислить, что в них что-нибудь стало лучше или хуже? – Валяйте. На самом деле вам надо отнестись к культуре так же, как к человеку. Вспомните, что в культуре может существовать как минимум 24 вида интеллекта. Характерный для одних культур развитый вид интеллекта в других культурах стоит на низшей ступени развития, как мы уже говорили.  То есть, культуры развиваются относительно независимо.

Такой подход позволяет взглянуть на происходящее под более интересным углом. Одни культуры высокоразвиты в конкретной области, но очень слабо, вплоть до патологии, развиты в другой. Если рассматривать развитие, используя такой подход, можно получить куда более интересные формулировки.

Давайте сначала обратимся к простым, но наглядным примерам. На шкале, которую мы назвали межличностной, интеллект включает компонент наличия или отсутствия рабства. Учитывается эволюция общественного строя. Общественное устройство в своей эволюции проходит необходимую последовательность состояний. Ее никто не оспаривает, она находится в нижнем правом секторе и выглядит так: собирательство ?  земледелие? аграрный? индустриальный? информационный периоды развития. Раз речь идет об «они», объектах,- никто не оспаривает данный порядок развития. Никто не думает, что сначала был аграрный период, а затем собирательский. Это ведь мир «они». Так что собирательство - потом земледелие. В земледелии для обработки почвы и выращивания растений использовалась мотыга. После наступил аграрный период с использованием тяжёлого плуга, запряжённого домашним скотом.  Аграрную эру сменил индустриальный период, когда был изобретён паровой двигатель, двигатель внутреннего сгорания. Информационный период завершает эту последовательность.

Рассмотрим эти исторические типы обществ с точки зрения «оно» и спросим, в каких из них существовало рабство, а в каких – нет. На оба вопроса можно легко дать ответ. Единственный общественный строй, в котором не было рабства - индустриальный. Во всех предыдущих обществах рабство существовало в разной степени: период собирательства – рабство было примерно в 14% общин, земледельческий строй – рабство в примерно 80% обществ, аграрный – около 70% обществ, индустриальный – 0%. Итак, можем ли мы сделать вывод о том, что на этой шкале индустриальное общество лучше других? Безусловно, это неоспоримый факт.

Возьмем продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни в эпоху собирательства была 18 лет, в земледельческий период около 24 лет, в аграрный –35 лет, в постиндустриальный – 70 лет, по всему миру, даже в странах третьего мира, под влиянием индустриального общества. Индустриальное общество лучше других в плане продолжительности жизни?  Да, абсолютно. Никаких сомнений на этот счёт.

В других областях картина не столь радужна. Можно говорить о когнитивном развитии, о социальном сплочении, духовном развитии как об отдельной линии. В  некоторых обществах, таких как Тибет, она невероятно развита, и с этим согласится каждый. В Тибете уровень технологического развития позволяет производить разве что яковое масло. Я вас не разыгрываю, тибетцы сами вам об этом скажут. Эти необыкновенные люди тысячу лет сидели в пещерах, обратив взор внутрь себя, создав в итоге одну из самых высокоразвитых духовных систем известных миру. Но технологическое развитие, инфраструктура - находятся на очень низком уровне. Как, впрочем,  и продолжительность жизни.

Эта информация дает почву для размышлений и более развернутых вопросов. Что считать прогрессом? На конкретные вопросы ответить можно. Нельзя окинуть взором картину и сделать категоричный поверхностный вывод: «Да, эта культура лучше другой». Можно сказать о человеке, что он развит лучше другого, - но в чем? в математике, музыке, кинестетике? -  не понимаю вас. Задаваясь такими вопросами, интегрально осведомлённый человек может дать более интересные ответы.

И последняя очень важная вещь, которую я упомянул. Одна из настоящих проблем современных обществ и культур состоит в том, что когнитивная линия развития развилась до уровня формальной производительной мощности, а технологическая линия до уровня производства водородных бомб, газовых камер, биологического оружия. В первобытном обществе (под ним я подразумеваю первые ранние племена, существовавшие 500 000 лет назад, а не современных людей, которые уже прошли этап тысячелетнего развития) уровень когнитивного развития не позволял человеку произвести газовую камеру или реактивный самолёт. С точки зрения когнитивной способности, первобытные люди были всего лишь «соломенными воинами». С ними большого вреда не наделаешь. Возьмите такие артефакты современного мира как газовая камера, биологическое оружие или ядерная бомба и передайте их в руки людям с первобытной  ментальностью, вы получите Освенцим. Освенцим далеко не продукт посттрадиционного уровня всеобщей заботы и совсем не соответствует высокому уровню нравственного  развития, а совмещает в себе эгоистический уровень морального развития и высочайший уровень развития технологии. Когда эти линии развития соединяются, получается кошмар. Именно это и происходит в современном мире. Корень проблем, в которых принято обвинять современное общество, на самом деле заключается в том, что современные возможности попадают на службу к людям с первобытными племенными взглядами. Отсюда и терроризм, Освенцим и так далее. Это высокотехнологичные средства на крайне низком уровне нравственного развития. Поэтому я считаю, если мы делаем суждения, стоит выделять подобные вещи, чтобы вести более интересную и взвешенную дискуссию, так как сразу видны сильные и слабые стороны, как в культурах, так и в людях. Это позволяет чуть более точно оценить нашу работу.

6. Опасности эволюции

- Если посмотреть на современную Западную культуру и сравнить её с предшествующими обществами, в каких линиях развития она существенно слабее?

- Одна из проблем любой последовательности развития….Давайте на секунду вернёмся к индивидуумам, чтобы понять, о чем идет речь. Мы можем придерживаться концепции трёх волн нравственного развития Кэрол Гиллиган, о которой говорили ранее. Можно придать весомости нашему разговору, применяя и другие исследования, например, модель Джейн Левинджер, но в этом случае, наша беседа примет прямолинейный и довольно простой характер.

Одна из проблем, которая существует в любой последовательности развития, заключается в том, что на любой стадии роста, начиная с яйца и заканчивая курицей, на любом этапе могут случаться сбои. Любая из стадий может «заболеть» и выйти из строя. Атомы, к примеру, не болеют раком, в отличие от собак, потому что чем больше количество возможных сбоев, тем сложнее система. Таким образом, в последовательности развития от эгоизма к неравнодушию, к всеобщей заботе  на каждой из этих стадий есть свои патологии и недуги. Хорошая новость заключается в том, что, если вы находитесь на стадии всеобщей заботы, это означает, что вы уже прошли три уровня развития. Плохая новость в том, что для этого уровня есть три способа заболеть, получается, что на первой стадии можно заболеть только одним способом. Вернемся к первобытным людям, жившим 500 000 лет назад. Находясь на первой стадии в одной из линий развития, они могли «дать сбой» только одним способом. В целом они были относительно здоровы. Но возьмем современные общества, находящиеся на четвертом, пятом и шестом уровне развития – у них шесть способов утратить здоровье. Шесть способов, один лучше другого,  - и все это нам.

Отсюда неправильный вывод о том, что современность нездорова, что не есть лучший способ интерпретации такой информации. Правильнее будет сказать: «Да, мы не здоровы, и болезни наши первобытным племенам даже не снились». Одна из проблем современного общества в том, что все уровни развития подвержены множественным разнообразным сбоям. Суммарный объем «неполадок» просто пугает!

Опять же, нет готовых ответов, но остается возможность увеличить детализацию карты и попытаться понять смысл происходящего. У нас есть пара шкал деления, которые отличаются в зависимости от типа общества и культуры. Социальное отчуждение в одной культуре заметнее, чем в других. У нас такой сильный акцент на индивидуальности, что выдает в нас высокую степень родственного отчуждения и бессмысленности, в результате мы наблюдаем разрозненность, свойственную высокой степени данной нам  свободы. Многие группы сегментируются, обособляются и отдаляются в прямом смысле. Треть молодых чёрнокожих мужчин отбывают заключение в исправительных учреждениях. У нас больше тюрем, чем в любой другой стране мира. Возможное исключение составляет бывший Советский Союз. Согласитесь, это не очень здоровая ситуация.

С другой стороны, если взять другую шкалу, то, согласно ей, мы очень высокоразвитое общество, это все равно, что посмотреть в лист оценки и выделить положительные моменты. Несомненно, технологическое развитие находится на высоком уровне. В образовательной системе на протяжении долгого времени было много положительных сдвигов. Но в последние пару десятилетий есть некая неразбериха, в основном, из-за того что научное сообщество стало более разрозненным, по каким-то неизвестным причинам.

- То есть можно сказать, что технические достижения продолжают не только усовершенствоваться,  но и разрушать окружающую среду и способствуют отчуждению?

- В руках людей с низкой нравственностью научно-технические достижения приводят к катастрофе, это кошмар. Понятие стадии всеобщей заботы подразумевает заботу обо всех разумных существах. Человек не может провозгласить себя соответствующим этой стадии, пока не подтвердит это. Не так много людей находится на этих более высоких стадиях - менее чем 3, 4 или 5 % населения, что немного пугает. Но если человек находится на стадии всеобщей заботы и владеет научно-техническими достижениями, он будет использовать их ради всеобщего блага. В этом и заключается понятие этой стадии. Если вы не используете достижения на благо, это означает, что вы не достигли стадии всеобщей заботы.

Рассмотрим проблему: при развитой технологии человек, развитый в когнитивной линии, может сделать компьютер. Но любой идиот сможет им воспользоваться. Я знаю, потому что я пользуюсь компьютером. Любой, находящийся на стадии 1 нравственного развития, может добраться до компьютера и применить его, так же как и газовую камеру или атомную бомбу. Таким образом, вызванное ростом промышленности ухудшение состояния окружающей среды происходит из-за того, что люди, находящиеся на стадии эгоизма, используют ресурсы в эгоистических целях.  

В этом весь ужас, потому что такая угроза намного страшнее соломенных воинов, значительно сильнее мотыги или плуга. Безусловно, современный человек может нанести куда более сокрушительный удар по окружающей среде. Но это не означает, что культура сама по себе менее развита, по сравнению с более ранними обществами. Она развита в одних направлениях, но всё ещё не развита в нравственном отношении  из-за того, что люди прибрали ее к рукам. Вот в чем смысл.

- Действительно твой рассказ помог мне лучше понять твою концепцию, хотя один вопрос у меня был такой: я подумала, что при условии нашей эволюции и в случае ядерной катастрофы теория Кена превратится в пыль и будет выглядеть глупо, потому что он говорит обо всей этой направленности развития, но она бессмысленна. Но я понимаю, что надо рассматривать линии развития, как в коллективной, так и в индивидуальной сфере.  

- Да, совершенно верно, они развиваются относительно независимо. Также мы не должны забывать, что многие люди, как и ранние девелопменталисты, продолжают путать эти вещи. Даже если большинство людей в конкретном обществе были бы на стадии всеобщей заботы Гиллиган, всё равно каждый рождается в квадрате 1, каждый при рождении находится в основании шкалы. Сначала надо пройти первый уровень, потом второй и третий. Атомы, молекулы, клетки – невозможно перепрыгнуть через стадии, нельзя обойти их, они - компоненты более высоких стадий.

Поэтому, даже если и есть такая культура, обладающая идеальным сверхсознательным состоянием во всех 24 линиях, всё равно развитие каждого индивида в каждой конкретной линии начинается с самого начала. И на каждой стадии могут быть свои отклонения. Даже более высокие стадии, в которых перемещается Дарт Вейдер, всегда возможны.

Таким образом, сложность заключается в том, что с ходом эволюции возрастает и число катастроф. Но тут важно не прийти к ложному выводу о том, что мы начали с рая и спустились в ад – это некорректная и бессмысленная интерпретация, которая ни на чем не основана.

По этим линиям развития можно не только определить, в чём мы преуспели или отстали, но и прийти к пониманию, что при рождении каждый всё равно находится в квадрате 1. И даже если мы принимаем за идеал более высокие стадии, мы пытаемся обучать людей, помогаем им максимально раскрыть свой потенциал. Некоторые не будут этого делать, и это нормально. Находиться на первой стадии (нравственного развития) не запрещено. Запрещено оказывать на людей давление. Потому что все наши законы создаются на стадии 3 нравственного развития. Но нет гарантии, что человек, даже зная это, достигнет 3й стадии. Культуры превращаются в огромный конгломерат людей, находящихся на разных уровнях и волнах. То же можно сказать и о самих культурах.

Итак, нет готовых ответов. Но у нас есть возможность разглядеть ход эволюции более отчетливо и понять какое перед нами развитие: устойчивое, неустойчивое или даже патологическое, и попытаться компенсировать такой рост для общего блага.

- Когда ты говоришь об индивиде, ты говоришь о центре тяжести. Даже несмотря на то, что существуют все эти различные линии, по концепции стадий есть еще и центр тяжести, на котором находится человек..?

- Правильно.

- Это также относится к культурам?

- Происходит следующее. Если заглянуть в далекое прошлое, вы увидите то, что многие ученые, среди которых такой наиболее известные как Жан Гебсер, назвали бы этапы развития эпохами, великими периодами человеческого развития. При таком взгляде в далекое прошлое, тогда это обретет некий смысл. Но это очень длинные периоды. Как правило, тысячелетия. Обобщённая концепция периодов выглядит так: архаичный, магический, мифический, рациональный, интегральный. Архаичный период для людей начался 500000 лет назад и закончился 50000 лет тому назад. За ним наступил магический. Он длился, начиная с примерно 50000 года до 10000 года до н.э. Затем мифический, который длился до новой эры и сменился рациональным, после чего наступил интегральный период. Но в любую из этих эпох люди, как и культуры, могли находиться на любой отметке уровней и линий. Поэтому концепция стадий эффективна в очень широком смысле.

Но при слишком близком рассмотрении это не очень хороший барометр для определения  ждущих вас неприятностей. Потому что сложности нарастают по мере роста уровней развития. Первобытные племена не имели атомных бомб. Если бы они у них были, они бы их применили, что, несомненно, положило бы конец всему.

Настоящий барометр, который вы используете, состоит в том, что очень сложно просто придумать концепцию центра тяжести, которая бы имела большой смысл в узком временном периоде, например, десятилетии. Это как фондовая биржа – цены на акции в целом растут, но вы можете находиться в великой депрессии на протяжении 4х лет. Так что подобная концепция не имеет большого значения в маленьком масштабе. И даже если это очевидно правда, что центр тяжести возрастает, если рассматривать длинный период времени, вроде фондовой биржи, в любом заданном веке вы могли бы быть намного слабее, чем вы были в предыдущих столетиях. Это понятно?

- Да, конечно.

- Да.

- Меня интересует вся эта идея появления неприятностей по мере продвижения к более высоким стадиям. Отсюда следует, что эволюция – это опасное дело?

- Да, да. Она увеличивает как количество преимуществ, полезных приобретений, так и количество недугов, патологий, неполадок, даже для индивидуума. Мы говорили о том, что когнитивное развитие является необходимым, но недостаточным для морального развития. Люди были напуганы такими невероятно умными людьми, обладающими очень низкими моральными нормами. Такое случается только при крайне развитом интеллекте. Этого бы не произошло, если мы, люди, остались бы на уровне обезьян, а  наши когнитивные способности находились бы на уровне детского сада. Тогда мы бы не получили Адольфа Гитлера. У него просто не было бы достаточно материала, чтобы быть таким злобным. Но если на современном этапе появляется очень умный человек, стоящий на первой ступени нравственного развития, и прикладывает свои руки к современной технологии, вот тогда появляется угроза.

Похоже, проявляется огромный интерес к Джэку-Потрошителю. Вероятно, это происходит потому, что он был первым серийным убийцей, и люди всё ещё точно не знают, кто на самом деле совершил эти преступления, выдвигая 3 или 4 основных кандидата. Тогда ни у кого не вызвала сомнения подлинность отправленных Джеком писем в полицию. Он сказал: «Люди оглянутся в прошлое и скажут, что я дал начало 20-му веку». И, вы знаете, этой фразой он заработал себе пропуск в историю, о нем написано в книгах.

В определённом смысле эти слова оказались весьма точными, потому что 20-й век был таким преднамеренным, хладнокровным, серийным убийством, на которое, откровенно говоря, исходные племена не были способны, как ни странно. Люди в племенах пытались стрелять. Современные люди в городских бандах тоже стреляют. Но преднамеренное, хладнокровное, серийное убийство как в Гулаге, Дахау или Треблинке является результатом очень высокого когнитивного развития, соединённого с ничтожным моральным развитием. Это просто непостижимо.

Такого рода болезнь может развиваться только на более высоких уровнях развития. Такое может случиться и с индивидуумами. Например, медицинские научные работники имеют очень высокое когнитивное развитие и не особо развиты в других линиях. Но мы не можем осуждать саму эволюцию, потому что то, о чём мы разговариваем сейчас, – это неровная эволюция.

Тот, кто имеет высокое когнитивное развитие и в равной степени высокое моральное развитие, находится на стадии всеобщей заботы. И они не собираются делать те ужасные вещи. Если они такое сделают, тогда они регрессируют и выпадают из этой позиции.

Таким образом, в определённом смысле эволюция – это хорошая вещь. Она просто развивается неровно. Происходят все эти различные вещи, и всё равно все начинают с первого квадрата и должны пройти через всю последовательность. В этом отношении возникает всё больше и больше этапов, на которых что-то может пойти не так. Отсюда может произойти такое неровное развитие. Но это не означает, что эволюция сама по себе в действительности является деволюцией, или она катится вниз, или что-то в этом роде.

- Что ты скажешь тем, кто очень переживает из-за плохой экологии и всяких военных конфликтов? Скажем, сложно согласиться с тобой, что имеет место вся эта эволюционная траектория.

- Верно.

- Когда я обсуждаю с кем-нибудь твои труды, я часто слышу именно такую критику в твой адрес.

- Я думаю, это происходит от того, что мы просто смотрим на отдельные линии развития, которые являются очень патологическими или проявляют неровное развитие, и на самом деле забываем о других областях, позволяя людям критиковать. Рост продолжительности жизни – вот вам пример. Некоторые люди говорят: «Ну и что, мы и сейчас живём как первобытные племена». На что мы отвечаем: «Тогда вы были бы мертвы уже, потому что средняя продолжительность жизни была 18 лет». Я имею в виду, что вам 45 лет, и это -  результат современного развития, также как и отсутствие рабства, значительные блага медицины и так далее.

И недостатки в равной степени ужасающие. Но вы должны быть справедливы в своей оценке. Доходило и до того, что подлинно просвещенные народы (Западного Просвещения) собирали только положительное и отбрасывали отрицательное. Сейчас приходится сталкиваться с людьми, которые отбирают негатив и отбрасывают позитив – настолько же неинтегрально и не сбалансировано, как и другая крайность.

Философу Юргену Хабермасу, о котором мы говорили, принадлежит фраза «диалектика прогресса», которая означает «хорошая новость – плохая новость». Такой подход представляется мне намного более взвешенным, чем выискивание повсюду только плохих новостей.

Ухудшение экологии, несомненно, является основной проблемой. Я думаю, в терминах всеобщих проблем она приравнивается к тому, что может вызвать террористическая деятельность, или к продолжению военных столкновений, кто бы их ни провоцировал, а также к определённым типам межличностной несправедливости.

Мы можем спорить о капитализме и его беззастенчивом пренебрежении чувствами и пр., но даже в условиях экологического кризиса, если разобраться, Гея никуда не уходит. Если мы действительно испортим окружающую среду, это означает, что мы вероятно убьём себя и уничтожим 25% видов на планете. Но мы не избавимся от всей биосферы, мы не выживем всю Гею. Это не хорошая новость. Но с Землёй всё будет хорошо. Это нам придется уйти.

С другой стороны, мы можем дойти до того, что ситуация настолько усугубится, что мы будем вынуждены озаботиться ею. Произойдёт это или нет, кто знает? Но я не знаю ни одного предшествующего исторического периода, когда люди имели бы возможность воспользоваться некой технологией и сказали бы: «Нет, давайте не будем этого делать, потому что это вредит окружающей среде».

Большинство так называемой экологической мудрости предыдущих веков обусловлено недостатком средств, а не присутствием мудрости. Большинство ранних племён имели варварское сельское хозяйство. Это не были люди, которые в своей основе обладали постконвенциональным глобальным взглядом на всеобщее благо.

По моему мнению, на самом деле этого никогда нигде не существовало в широком масштабе. Нам всё ещё нужно развить это в себе. Другое дело, что мы сможем или не сможем сделать это. Но я не думаю, что когда-то до этого мы обладали этим, а затем потеряли.

То, чем мы действительно обладали, это просто неспособностью нанести такого рода вред, что мы сейчас катастрофически делаем. Либо мы справимся с ситуацией, либо нас не станет. Но я думаю, нельзя до конца оценить это, пока мы не исчезнем. Это будет окончательной оценкой.

Я думаю, если посмотреть на масштабы защиты окружающей среды, они, можно сказать, впечатляют. Но как видно, положение дел в этой области по-прежнему остается тяжелым. Попытки вроде Киотского протокола демонстрируют всемирное соглашение в отношении того, как мы должны поступать, чтобы жить в согласии с природой. Такого никогда не происходило раньше. Это на самом деле поразительно. Вовремя ли всё это происходит? Я не знаю. Ситуация выглядит очень устрашающей относительно деградации, которая уже происходит. Но я рассматриваю киотский протокол как первое историческое соглашение в ответ природе. Это потрясающее историческое достижение. Я не могу рассматривать его как плохую новость.

- Т.е. будет справедливо сказать, что в коллективной сфере мы «холодно» эволюционируем и в результате провоцируем всё больше и больше опасностей, но в действительности мы продвигаемся в этом позитивном эволюционном направлении?

- Да, «холодно» - подходящее слово. Оно указывает на способность реагировать на возрастающую опасность, рост различных болезней и патологий, но также и на расширение возможностей. А возможности, мне кажется, также очень важны, потому что мы приближаемся к моменту, когда более высокие стадии и состояния сознания становятся более изученными, более принятыми в обществе, люди сообщают о новом духовном опыте. Как, например, Ауробиндо, который говорил о стадиях эволюционного роста духовности. Хорошо известны работы Тейяра де Шардена. Но это только часть картины. И ее нельзя рассматривать вне связи с остальным. Соль жизни в том, что плохое тоже происходит. Всё плохое – неотъемлемая часть общей картины, и это замечательная часть.

- Ты думаешь, все идет к тому, что сейчас по сравнению с прошлыми эпохами появляется всё больше просветлённых людей или более высокоразвитых людей?

- Это очень сложный параметр для оценки. Одна из вещей, которую вы должны помнить, это сколько просветлённых и мастеров насчитывается сейчас, и сколько действительно великих мастеров было за всю историю. Обычно это не очень большое количество. Может быть, сотня поистине великих Дзен мастеров в качестве общего ответа. Может быть, тысяча.

- Живущих сегодня или за всю историю?

- За всю историю.

- За всю историю? Это совсем не много.

- Совершенно верно. И даже если вы поднимите это число до 10000, большинство из них из Китая, который насчитывает несметное количество людей. Таким образом, если вы возьмёте процент людей, которые были просветлёнными в определённый период, то их количество будет просто крохотным.

Когда я только начинал, я практиковал разные другие практики на протяжении долгого времени. В самом начале я подумал: «Боже мой, Китай…». Все эти великие Дзэн мастера. Каждый был просветлённым, каждый занимался этим, и это было так замечательно. А на самом деле их было совсем небольшое количество. Многие люди начали изучать шаманские учения, и им казалось, что каждый человек во всех племенах был шаманом. И это происходило 50000 лет назад. На самом деле, хорошо, если на племя попадется один нормальный шаман, и, может быть, один из десяти будет хорошим. Я хочу сказать, что они составляли очень маленький процент в прошлом. Мы же имеем склонность идеализировать это.

В Египте все занимались Кундалини ради энергии, которую они приобретали. Вероятно, немного более сотни были на самом деле совершенны в этом деле. В то же самое время культуры вроде тибетской, несомненно, имели более высокий процент. У меня такое ощущение, что возрастает степень свободы, которая позволяет продолжать эти усилия.

Таким образом, даже в тибетской культуре насколько глубоко было их осознание, в определённых направлениях, настолько же оно было узким. В тибетской культуре не было никакого пространства для других культур. Это просто так устроено. Но, к примеру, сегодня в Соединённых Штатах вы можете быть буддистом или евреем. В этом отношении степень свободы возрастает. Я думаю, это очень положительно. Мне кажется, эта тенденция будет продолжать расти незамедлительно, потому что определённые стадии развития бесстрастно продвигаются. По мере того как это происходит, всё большее количество людей увлекаются этими более возвышенными практиками. Я думаю, так и произойдёт. Это является чем-то таким, в отношении чего вы можете сделать всё, что в ваших силах, чтобы добиться успеха. Я, конечно же, не думаю, что ситуация ухудшается. Мне кажется, так происходит из-за идеализирования прошлого.

7. Реинкарнация и развитие человека сквозь жизненный цикл

- Ты уже не раз говорил, что все рождаются на самой низкой стадии развития и затем прогрессируют к более высоким стадиям. Каждый начинает снизу.

- В отношении стадий так и происходит. Но помните, что существуют также состояния, которые отличаются от стадий. Если не учитывать этого, многие люди сбиваются с толку. Они думают: «Вы имеете в виду, что маленькие дети не могут иметь эти возвышенные переживания, или же что дети это только более низкие уровни развития?» В определённой последовательности стадий – да, люди начинают с самого начала. Но происходит также кое-что другое. Это могут быть какие-то духовные переживания. В 3 года ребёнок может иметь очень высокие состояния сознания, также как и в 5 или 8 лет. Но касательно реальной стадии развития – да, большинство младенцев не начинают своё существование с полностью сформированной речью. Они произносят сначала буквы, потом слова, предложения и т.д. И это представляет собой стадии развития, в которых каждый начинает с самого начала.

- А как насчёт перевоплощённых Тибетских лам, которых в трёхлетнем возрасте распознают, что они были ринпоче в прошлой жизни? Они также должны пройти через эти стадии?

- Никто из них не рождается со всеми полностью развитыми навыками. Для начала нам необходимо разобраться с самим понятием реинкарнации. Возможно ли это? Лично я думаю, что возможно.

- Возможно или реально?

- И то и другое. В терминах интегральной модели, которую я разработал, у меня есть место и для этого. В таких случаях, когда вы представляете интегральную модель, вы как бы представляете такую версию модели, которую большинство людей смогут принять. Существует множество косвенных доказательств этому, не такие уж они и противоречивые. Большинство людей признают существование линий развития или модулей, интеллектов. Это не редкость. Существует своего рода второй уровень, который вы как бы сдерживаете. Есть что-то, что происходит, но это является довольно странным. Реинкарнация занимает первое место в списке таких вещей. Это просто очень интересное явление, которое сложно доказать.

Но даже при таких обстоятельствах есть кто-то вроде Далай-ламы, который, похоже, был перевоплощён из прошлой жизни. Когда Далай-лама рождается, будучи младенцем, он не появляется на свет с полностью сформированными тибетскими представлениями. Он учит свой язык, как и любой другой. Это не означает, что перевоплощенная душа не может быть более глубокой. Но «сосуд», в котором она содержится должен развиваться по своим стадиям. Поэтому его физическое тело прошло через стадии физического развития. Лингвистический модуль прошёл через свои стадии развития и т.д. И он не отрицал бы этого. Он бы согласился с этим.

Таким образом, мы не можем сказать, что здесь не может быть его души. Но фактическое смертное тело проходит через своё собственное развитие. Вот что мы имеем в виду, когда мы говорим, что люди начинают в первом квадрате.

С одной стороны некоторые даже говорят, что причина того, что центр тяжести со временем подталкивается к росту, заключается в том, что каждый перевоплощается, извлекает свой урок, и возвращается уже более опытным. Такого рода теория выстраивает всё таким образом. Поэтому и показатели на фондовой бирже растут.

- (с улыбкой) Я не думаю, что нам вообще следует использовать фондовую биржу в интегральной теории. Это не поможет тебе, Кен. (Кен громко хохочет)

- Человеческая продуктивность продолжает расти. Но всё же, 4 года прогресса сменяются 4 годами великой депрессии, насколько нам известно. Но центр тяжести смещается потому, что люди перевоплощаются для нового рождения. Они выносят уроки из прошлой жизни, и поэтому центр тяжести подскакивает в целом.

Я не имею ничего против этого. Я не склоняюсь к тому, чтобы убеждать людей в этом. Для меня реинкарнация не является первоочередным предметом для обсуждения, не так чтобы: «сектора, уровни, реинкарнация (!), состояния, линии, типы».

- В очень буквальном смысле меня это немного напрягает, потому что численность населения и так растет.

- Откуда берутся новые души?

- Да.

- Есть такое устройство вроде машины по печатанию денег. При нажатии на рычаг она выдаёт их маленькие копии. Предположение, которое кроется за этим, заключается в том, что весь явленный мир является игрой и забавой Духа, лилой. Тем самым дух спонтанно проявляется, созидает. В буквальном смысле создаёт, животворит что-нибудь. Это своего рода непрерывный фонтан, выбрасывающий новые искры. Его, так сказать, рабочая модель представляет собой что-то вроде миниатюрной версии Большого Взрыва. Самовозгорается на самых низких уровнях.

По мере того, как эти выбросы сами эволюционируют, они просто начинают проявляться как новые души. Точно также как и, предположительно, сначала был один атом, или чёрт знает, что там было. Затем их все больше вбрасывается в существование. Вот откуда, предположительно, берутся новые души. Это рост творчества.

- Хороший рассказик для сказочника.

- Да-да, это рассказик. Совершенно верно. (смеется)

- Я слышала, как ты говорил о том, что основное развитие происходит в возрасте до 20 лет. А затем наступает пустынная зона, которая простирается до пятидесятилетнего возраста и дальше. Ты можешь объяснить это?

- Да. Опять же, это базируется на реальном исследовании. Люди вроде Кэрол Гиллиган задают другим людям вопросы. Затем они обнаруживают, что, если задать маленьким девочкам те же самые вопросы Кэрол Гиллиган, эти девочки также будут проходить через те же самые 3 основные волны или стадии развития, и они обычно меняются достаточно быстро в раннем возрасте. Если взять девочку, которой 6 лет, она, должно быть, даст ответ 1, который соответствует стадии 1. Когда ей исполнится 9 лет, она, вероятно, даст ответ 2, который соответствует стадии 2. И в возрасте 13 лет она достигнет стадии 3. Это заняло порядочное количество времени. Я имею в виду, что таким образом люди достигают третьей стадии и склонны продвигаться в развитии очень быстро.

Вы просто продолжаете задавать такие вопросы девушкам и женщинам. Вы обнаружите, что где-то в возрасте 25, 26, 27 лет они просто останавливаются в развитии. Предположим, если они находились на стадии 1, они остаются на этой стадии. Если они на стадии 2, они остаются на стадии 2. Зачастую они застревают на 10, 20 или 30 лет. Это не жёсткое правило. Просто трансформационное развитие большинства этих линий обычно задерживается в начале третьего десятка жизни. После этого люди как бы оседают в своем бытии до того времени, пока им не исполнится 50 или 60 лет.

- Как же ты объясняешь эту приостановку в двадцать с чем-то лет?

- Частично, похоже, происходит следующее. Для того чтобы стать зрелым человеком, к юности вы должны пройти через все предшествующие стадии развития, которые нам доступны. Таким образом, по достижению биологического созревания, которое достигается в юности, вы переживаете всё прошлое человечества. Если центр тяжести общества соответствует формально-операционной стадии Пиаже, тогда вы достигнете этой стадии к юности. Это означает, что вы пройдёте через 4 или 5 стадий когнитивного развития к этому времени.

Это представляет собой генетическое пространство или наследство, которое нам присуще при рождении. Мы передвигаемся сквозь него достаточно быстро до созревания. И на этом, кем бы вы ни были к этому моменту, природа просто оставляет всё как есть. Вы просто предоставлены самому себе.

К этому времени движущая сила трансформации обычно угасает. Что касается других причин, по которым это происходит, их может быть очень много. Это всё равно, что спрашивать: «Почему рост костей останавливается в возрасте 16 лет?». Ну, просто так устроено. То же самое относится к росту в целом. По мере перехода из отрочества в юность и зрелость все становится на свои места. И остаётся так до 50 или 60 лет.

К этому возрасту, вы прошли через всякого рода жизненные переживания. Вы выстрадали смерть, болезни людей, которых любили. Возможно, вы сами вступали в схватку со смертью. Это звучит грубовато, но как бы все тектонические платформы в душе начинают расклеиваться, и вновь запускают трансформацию.

Поэтому, обычно, вторую половину жизни или точнее вторую или последнюю треть жизни люди намного легче прощают, открыты к переменам, они снова готовы к трансформации.

Опять же, это очень общее правило. Но мы также обнаружили, что сложно продвинуть человека 25-55 лет на одну ступень по любой из шкал, о которых мы говорили. Предположим, существует какая-то шкала, включающая 10 уровней, и кто-то соответствует уровню 5. Очень сложно продвинуть этого человека к уровню 6. Это очень трудно взять любую шкалу и продвинуть взрослого человека на одну стадию выше. Мы испробовали психотерапию, ролевые игры, йогу. Продвижение дается очень нелегко.

Одно важное исключение (мне это кажется очень интересным) заключается в том, что медитация продвигает взрослого человека в среднем на 2 полные стадии по любой шкале. Ничто другое эмпирически не продемонстрировало способности сделать это кроме медитации. Я не говорю, что другие вещи не могут поспособствовать этому. Я просто говорю, что это единственный способ, который на практике доказал свою эффективность. И это само по себе очень интересно. Вы можете взять шкалу Джейн Левинджер, которая состоит из 8 уровней, и, если кто-то на стадии 4 медитирует на протяжении 3 или 4 лет, они достигнут стадии 6. Просто поразительно.

Много всего остается за рамками разговора, тут можно еще о многих вещах поговорить. Очень обобщённо. Это весьма оптимистичное заявление, потому что оно намекает вам о том, что осталось еще множество вещей, над которыми можно поработать и фактически увеличить потенциал вашего личностного роста и развития, проходя через волны и стадии развития. Я думаю, это на самом деле очень позитивно и очень обнадёживающе.

- Возвращаясь к периоду от рождения до 26 лет, что наиболее влияет на уровень, которого люди достигают в своём развитии? Что может поспособствовать их развитию, чтобы к 26 годам они могли оказаться на более высокой стадии?

- Это классический пример, когда нужно анализировать все 4 сектора, потому что все сектора содействуют тому, что происходит в любом из них. В верхнем правом секторе – это простые вещи как объективный организм, питание, витамины. Это удивительно, насколько огромную часть занимает этот аспект в человеческом развитии в период созревания, особенно в ранние годы.

В нижнем левом секторе – это культура сама по себе. Имеет значение общий уровень развития культуры, системы образования, насколько свободно их блага распространяются на всех членов общества. Сюда также относится структура семьи, отношение родителей. Все это влияет на то, что может помочь человеку расти сквозь различные уровни развития.

Общее практическое правило заключается в следующем. Где бы ни находился центр притяжения культуры, он действует как магнит. Он притягивает людей наверх к этому уровню развития. Но когда люди пытаются превзойти его, он оттягивает их назад. Таким образом, вам как бы помогают достичь среднего уровня в вашей культуре. Но если хотите пойти за его пределы, в действительности существует много вещей, которые не дадут вам сделать это. Вы будете стеснены в средствах, останетесь без экономической поддержки, такое развитие будет казаться вам странным. Это очень интересное явление.

Итак, по мере того как центр притяжения культуры продвигается и кристаллизуется, он холодно и неуклонно проталкивает вас к нужному уровню. Все что за его пределами – до свиданья! Дальше уже сам. 

 



[1] Ср.: «У того коли сказано про человека: подлец, так уж кроме подлеца он про него ничего и не ведает. Али сказано - дурак, так уж кроме дурака у него тому человеку и звания нет. А я, может, по вторникам да по средам только дурак, а в четверг и умнее его». Ф.М.Достоевский «Бесы».

[2] TM (Transcendental Meditation) – трансцендентная медитация. Тэ-эмовцы – йоги, практикующие такой вид медитации.

Last modified: Sunday, 6 January 2013, 10:16 PM
Skip Comments

Comments

Skip Поделитесь с друзьями

Поделитесь с друзьями

Skip ВКонтакте

ВКонтакте

Skip FACEBOOK

FACEBOOK

Skip Twitter

Twitter

Skip Куратор проекта

Куратор проекта

Анатолий Баляев

Бизнес-тренер, коуч, писатель

Персональный сайт

 

Skip Счётчики

Счётчики

Яндекс.Метрика

Skip Navigation