louis vuitton taschen outlet lancel pas cher louboutin outlet uk canada goose udsalg canada goose udsalg sac goyard pas cher moncler outlet Monlcer Outlet parajumpers dame salg Canada Goose Pas Cher louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Moncler Outlet goyard replica Ralph Lauren pas cher Canada Goose Outlet polo Ralph Lauren pas cher Moncler Jakker Udsalg moncler pas cher Parajumpers Jakker Udsalg Ralph Lauren pas cher Parajumpers Pas Cher louis vuitton replica Moncler Jas Sale Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Femme Pas Cher Canada Goose Outlet Louboutin pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher chloe replica goyard replica Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet
Космическое сознание: Текстовое содержание четвёртого диска

Космическое сознание

Текстовое содержание четвёртого диска

KOSMIC CONSCIOUSNESS by Ken Wilber, 2004                           ДИСК ЧЕТВЕРТЫЙ

Состояния сознания

1. Введение

2. Бодрствование, сон и глубокий сон без сновидений - грубый, тонкий и каузальный миры

3. Твое подлинное лицо - непреходящий Свидетель

4. Как опыт измененных состояний сознания приводит к овладению высшими стадиями развития

5. Интегрально-информированный подход к психоделикам

6. Уровни и поля тонких энергий

7. Можно ли ранжировать эволюцию по видам?

8. Матрица Уилбера-Комбса

9. Моментальный скачок от сознания первого порядка ко второму порядку

1. Введение

Sounds True представляет четвёртую сессию «Космического сознания» с Кеном Уилбером – Состояния сознания.

2. Бодрствование, сон и глубокий сон без сновидений – грубый, тонкий и каузальный миры

Перейдем к четвёртой большой категории из тех, что мы рассматриваем – сектора, уровни, линии, состояния и типы. Это очень интересно. Каждый раз, когда я думаю об одном из этих пяти понятий, именно оно, как правило, кажется мне наиболее важным. Каждое из них важно в равной степени, но состояния знаменательны по многим причинам.

Люди интуитивно понимают то, что мы подразумеваем под «Я», «Мы», «Оно» и так далее. Три важных, естественных состояния сознания, которыми обладают человеческие существа, – это бодрствование, сновидение и глубокий сон. В традициях определяются взаимоотношения между ними. Все три считаются крайне важными, потому что они свидетельствуют о целом ряде вещей.

К примеру, состояние сновидения. Осознанием этого состояния  вы обладаете уже с детства. Невероятно, что можно находиться в состоянии сновидения, и при этом воспринимать его на 100% реально. При пробуждении вы испытываете шок, вам непонятно, как такое могло случиться, ведь все было таким реальным, но вот вы просыпаетесь — и той реальности уже нет.

Таким образом, состояние сновидения символизирует множество понятий, одним из которых является необычайная творческая способность ума и духа проецировать мир, который кажется реальным. Об этом важно всегда помнить, потому что пробуждение, освобождение, просветление или сатори свидетельствует о том, что с бодрствованием происходит то же самое. Однажды вы проснётесь от состояния бодрствования и увидите, что оно тоже сон. У вас будет тот же шок: «О, боже! Как я мог застрять здесь?» Это пробуждение и называется великим освобождением, просветлением или сатори.

Эти три состояния как бы говорят нам, что мир создаётся сознанием. Разные состояния сознания видят разные миры. Таким образом, есть не только вот этот мир вокруг нас. Состояние сознания, в котором ты пребываешь, на самом деле принимает участие в создании мира или вселенной, сотворяет их. Это тоже очень интересно.

Говоря о состояниях, в которых у нас уже есть опыт, – бодрствование, сновидение и глубокий сон – рассмотрим глубокий сон. Он представляет собой безграничную, бесформенную пустоту. Большинство людей ничего из этого состояния не помнят. Они думают, там ничего нет. Но духовные традиции, а также современные медитаторы говорят, что, если очень внимательно всматриваться в эти состояния, то можно сохранить тонкую осознанность сквозь бодрствование, сновидение и глубокий сон. Исследования ЭЭГ подтверждают, что это действительно возможно. И когда получается сохранить осознанность в состоянии сновидения и в состоянии глубокого сна, происходят очень глубокие инсайты.

 

Те, кто испытал осознанность в глубоком сне, в некотором смысле считают это состояние домом «Я» с большой буквы. Потому что именно это «Я» («Я» всей Вселенной, которое является твоим собственным глубочайшим «Я» и едино с Духом, или и есть сам Дух) сознаёт все изменяющиеся состояния. Оно сознаёт состояние бодрствования, состояние сновидения, глубокий сон. Оно не просто возникает и исчезает – оно непреходяще, вечно.

Когда ты в состоянии осознать это «Я»,  происходит разотождествление себя со всеми малыми состояниями и обретение наивысшей тождественности с большим «Я». При этом мы изучаем его через наше малое «я», у которого есть доступ к трём удивительным состояниям – бодрствованию, сновидению и глубокому сну.

Технически, у каждого из этих состояний сознания есть энергетическая поддержка – определённый тип энергии, иногда называемый телом, который фактически поддерживает это состояние сознания. Иногда их называют грубым, тонким и каузальным телом. Поэтому давайте упростим нашу беседу и назовем эти состояния и энергии «грубое», «тонкое» и «каузальное». Грубому –  соответствует бодрствование, тонкому – сновидение, каузальному – бесформенный сон. Это наиболее подходящие термины.

Если рассматривать эти три сферы, три состояния – грубое, тонкое и каузальное – есть определенный тип духовного переживания, которым сопровождается каждое их них. Ранее мы уже говорили об одном из главных значений слова «духовный»: это может быть, в том числе изменённое состояние, пиковое переживание. Если вы испытываете единство со всей грубой сферой бодрствования, это природный мистицизм. Это фактическое единство с Геей, с биосферой, со всем, что возникает вокруг. Как я уже говорил, традиционно это называется природным мистицизмом.

В состоянии сновидения возникают видения, свечения. Это могут быть божества и богини трансперсональной природы, архетипы в прямом смысле этого слова. Обретение единства с ними — это деический (божественный) мистицизм. Ты находишься в единстве с создателем природы, создателем всех этих миров. Это очень возвышенные, светлые, непостижимые типы божественного мистицизма.

В аморфном состоянии ты переживаешь тождественность с этой безграничной пустотой или безграничной бесформенностью. Это, несомненно, аморфный мистицизм – очень распространённый, действительно глубокий тип мистического переживания нерождённой, непроявленной, бесконечной, бесформенной основы – или божественной природы всего бытия.

Таким образом, эти три состояния сознания – грубое, тонкое и каузальное – соотносятся с тремя типами известного религиозного или духовного переживания – природным мистицизмом, божественным мистицизмом и аморфным мистицизмом. Любое из этих трёх мистических состояний можно пережить на любой стадии развития: на второй, третьей, четвёртой, пятой стадии и так далее. Когда это происходит, человек обычно интерпретирует этот опыт, исходя из той стадии, на которой он находится. Мы можем поговорить об этом немного позже.

Важным является то, что эти три состояния непреходящи. Они присутствуют прямо сейчас. У каждого человека есть доступ к грубому, тонкому и каузальному состояниям, потому что они  часть твоего собственного бытия. Таким образом, духовная практика – это, по большей части, воспитание в себе умения получать доступ к этим состояниям и энергиям. И все три состояния можно достигнуть на любой стадии развития, потому что они непреходящи.

Даже младенец бодрствует, видит сны и спит. Т.е. даже младенец имеет доступ к этим трём состояниям и сферам бытия. Другими словами,  у любого человека есть доступ к ним, и не только на более высоких уровнях. Эти состояния непреходящи, и их действительно можно тренировать. Для это есть специальные методики. Это также  является частью духовной практики.

– Хочется прояснить кое-что. Когда видишь «сны наяву», это считается пребыванием в состоянии сновидения или бодрствования?

– На это счет и Веданта, и индуизм и буддийское учение Ваджраяны предлагают  очень тонкую феноменологию. Вы можете  проверить это сами, потому что все познается на собственном опыте. Они определяют эти три состояния посредством объектов, которые вы сознаёте, когда находитесь в этих состояниях.

Состояние бодрствования может определяться многим. У меня может быть рациональная мысль, магическая или мифическая. Это не имеет значения. Если я вижу грубые физические объекты, я нахожусь в состоянии бодрствования. Если я вижу стол, камень, дерево, облако - это бодрствование. Не имеет значения, что ещё происходит. Если видите камни — вы в состоянии бодрствования.

Сновидение… хотя нет, давайте перейдём к другому состоянию – каузальному, бесформенному. Оно с другого конца. Вы находитесь в бесформенном сне, когда вы не видите ничего. Это аморфное состояние глубокого сна. Нет никаких объектов вообще. Иногда его называют сознанием без объекта, чистой бесформенной осознанностью. Это большое «Я», которое не является объектом.

Состояние сновидения определяется двумя также очень простыми критериями. В сновидении нет никакого физического внешнего мира – никаких камней, стола, поезда, машины, Геи, природы. Есть только образы, свечения, эмоции, тонкая игра объектов и так далее. Это и есть тонкая сфера или тонкое тело. Но ты не сознаёшь бесформенную сферу. Ты не в каузальном состоянии. Так определяется тонкое состояние сновидения – отсутствие «твердых камней» в некотором смысле.

Эти три состояния – то, что человек испытывает ночью – целая эволюция к своему собственному высшему «Я». Когда ночью засыпаешь, первое, что происходит – вся грубая сфера растворяется. Ложась в постель, ты отождествлен со своим грубым телом,  отождествлен со своим именем: ты некий Джон Доу, ты доктор, работаешь в там-то. Но когда ты засыпаешь, всё это начинает растворяться. Физическое тело растворяется, образ некого доктора Джона Доу растворяется, и ты переходишь в тонкую сферу.

Интересно то, что в сновидении люди по-прежнему узнают себя. Они говорят, мне снился сон, при этом понимая, что находятся в теле коня, и тому подобное. Так происходит, потому что единственное, что остаётся постоянным – это Свидетель, или «Я», которое свидетельствует это состояние сновидения. Потому что на самом деле они являются этой глубокой Я-естьностью, проникновенным Свидетелем всех этих состояний. Они уже потеряли свою тождественность с Джоном Доу. Но они всё равно чувствуют, что являются собой. Т.е. в тонком состоянии у тебя есть все эти образы, мысли, переживания, бурные эмоции и так далее, но при этом ты по-прежнему сознаёшь эту Я-йность. Ты всё так же говоришь: «Мне снится сон», несмотря на то, что потерял все физические отождествления.

По мере погружения в глубокий сон,  полностью сбрасываются отождествления с любой индивидуальностью, даже с душой. Любое явное эго исчезает, и ты пребываешь в этой чистой, бесформенной осознанности. Это чистое «Я», чистая я-естьность, чистая пустота. Это состояние было постигнуто Раманой Махарши с невероятной ясностью. Вот почему Рамана сказал: «Всё, чего нет в глубоком сне без сновидений, не реально».

Он имел в виду, что единственное, что присутствует в этом состоянии, – это «Я». Всё остальное отпадает. Всё остальное не реально. Оно временно, иллюзорно, преходяще. То есть реальна только эта глубокая Я-естьность, присутствующая в глубоком сне.

Каждые 24 часа люди проходят этот цикл. Каждые 24 часа они погружаются в божественность. Они становятся едиными с Духом. Затем они просыпаются и говорят: «Я спал хорошо», потому что они нырнули на самую глубину. По мере того как ты возвращаешься, ты начинаешь отождествлять себя с всё меньшими, незначительными объектами.

При пробуждении ты вдруг отождествляешь себя с этим маленьким, разобщенным, грубым физическим телом. И ты говоришь: «Вот он я, доктор Джон Доу». Но это просто неправда! Это крошечная часть того, чем ты на самом деле являешься. У тебя есть тонкая душа, и у тебя есть каузальное «Я». Вот кто ты есть в действительности.

Духовная практика активизирует все три состояния. Она помогает продвигаться по своим стадиям развития быстрее. И по мере развития, приобретается постоянная способность погружаться в эти состояния, тогда как без развития это можно делать лишь изредка. Это ещё один ключевой момент. По мере развития по уровням, изменённые состояния становятся постоянными качествами.

3. Твое подлинное лицо – непреходящий Свидетель

– Теперь, имея представление об этих трёх разных состояниях, давай вернёмся к ним ненадолго. Я думаю, твои определения нам очень помогли. В состоянии бодрствования мы видим реальные физические объекты. Это мне понятно. По сути, всё остальное попадает в среднюю категорию, называемую тонкой. Пока оставим это. Теперь мы переходим к каузальной сфере, где, так сказать, не видно ничего. Не мог бы ты мне это объяснить? Что это значит – «ничего не видно»?

– Я попытаюсь помочь тебе почувствовать, о чем я говорю: это не предмет, это ощущение. Это не вещь, это некая атмосфера. Можно почувствовать, что значит не быть объектом, посредством наблюдения за своей собственной осознанностью прямо сейчас. Потому что, если помнишь, согласно традициям, все эти состояния вездесущи, включая чистое «Я», к которому человек имеет стопроцентный доступ прямо сейчас.

Это можно почувствовать через простое наблюдение за тем, что уже происходит в твоей осознанности, и начать с более отдалённых вещей. Если рассматривать пейзаж, можно увидеть облака в небе. Ты осознаешь их, но при этом понимаешь, что не являешься этими облаками. Ты просто сознаёшь эти облака. Облака плывут в небе.

Если ты посмотришь на собственное тело, то заметишь ощущения или чувства в нём. Ты осознаёшь их. Они возникают, остаются ненадолго и проходят. Всё это возникает в твоей осознанности. Если заглянуть в разум, там есть мысли. Ты осознаёшь эти мысли. Ты видишь эти мысли прямо сейчас.

Есть нечто, что свидетельствует облака. Есть нечто, что свидетельствует твои чувства и мысли. Что если спросить, кто является этим свидетелем? Попытаться прочувствовать то, что смотрит на всё вокруг? Я не вижу его, потому что не могу видеть видящего. Я вижу плавающие облака в небе, мысли в своём уме, ощущения в своём теле. Кто же этот видящий, чувствующий или смотрящий?

Этот истинный Свидетель всего, что ежесекундно возникает, есть не что иное, как Дух или чистое «Я». Но ты не можешь видеть его. Когда ты говоришь «Я вижу облака, я вижу своё тело, следовательно, я - не моё тело. Я вижу мысли, следовательно, я - не мои мысли», всё, что ты чувствуешь – это ощущение свободы, расширения; ты сознаёшь эти вещи, и поэтому не ограничен ими. Мысли возникают в твоей осознанности. Облака возникают в вашей осознанности.

Эта самая осознанность – безграничная, всеобъемлющая открытость, пространство, в котором возникают все эти феномены. И эта безграничность не является объектом. Это пространство, в котором всё приходит и уходит. Это полная пустота, ясность, в которой возникает комната, мой голос. Она возникает в твоей собственной осознанности, в твоем собственном Свидетеле.

Свидетельствующая осознанность – это сам Дух. Это то, чем ты являешься в самой глубине. В состоянии глубокого сна, Свидетель – это всё, что остаётся, потому что другие объекты исчезают. Когда засыпаешь, исчезают облака, исчезают горы. Ты продолжаешь погружаться в сон, и исчезает тело. Затем исчезают мысли и образы. И не остаётся ничего, кроме этой всеобъемлющей, пустой осознанности. Не возникает никаких объектов. Ты их не видишь и не помнишь, потому что не отождествляешь себя с этой осознанностью. Ты отождествляешься с каким-то объектом в этом пространстве.

И вот ты просыпаешься утром, и появляется твое тело. Это тело возникает в Свидетеле осознанности. Ты и есть Свидетель осознанности; ты являешься этим пространством пустоты, в которой все эти объекты возникают. Первое, что ты делаешь – ты отождествляешь себя с одним из этих предметов, со своим телом.  Появляются мысли. И уже с этой самоидентификацией ты предстаёшь перед остальным миром, хотя твоей истинной сутью является пространство, в котором и это тело и этот мир возникают каждое мгновение. Вот, что ты есть на самом деле – пространство, в котором всё возникает. Это единственное, что остаётся в глубоком сне без сновидений.

Дзен называет это изначальным лицом. Коан гласит: «Какое изначальное лицо у тебя было до рождения твоих предков? Это то же изначальное лицо, которое было у тебя  до Большого взрыва». Иными словами, до любого проявления вообще, есть это вневременное, внепространственное, вездесущее   свидетельствующее, чистое «Я». И это то, чем ты являешься. Оно предшествует любой вселенной, любому явному проявлению вообще.

Духовная практика способствует постоянному разотождествлению с этими объектами, которыми ты себя называешь.  И так до тех пор, пока ты не станешь ничем иным, как этот безграничный Свидетель, в котором вся вселенная возникает, и который фактически является всей вселенной. Но всё начинается с непрерывного освобождения от малых, незначимых самоопределений, до тех пор, пока не ощутишь эту Я-естьность, которая является твоей коренной сущностью, твоим фундаментальным характерным качеством каждую секунду. Эта Я-естьность является пространством, в котором возникает вселенная.

В этом и состоит феномен путешествия по этим состояниям. В глубоком сне есть только явная пустота. Обычно люди не помнят её или не понимают её, потому что не думают о ней в этом смысле. Они привыкли отождествлять сознание с каким-то объектом, который они могут видеть. Они не привыкли чувствовать видящего или сознание само по себе, или покоиться в сознании. Или как сказал бы Рамана: «пребывать как Я». Это означает пребывать как видящий, а не как объект видения. Всё, что можно увидеть, не является истиной в последней инстанции. Это просто объекты, которые возникают,  ненадолго задерживаются и проходят. Эти объекты возникают в пространстве осознанности, задерживаются, мучают вас и идут дальше. В этом и состоит проявленное существование.

Мы как бы играем в игру объектов. Отождествляем себя с объектами. Хотим это, толкаем это, тянем то и так далее. Это называется сансарой, Духкхой[1], или страданием, или миром греха и разобщения. Говоря в общем, это то, из чего ты хочешь выбраться. И ты освобождаешься от этого, осознав, что это просто неверное самоопределение. Это не то, чем ты являешься. Ты не какой-то объект, который приходит, остаётся ненадолго и уходит. Ты – вечный Свидетель всего, что непрестанно возникает.

В глубоком сне без сновидений ты в него возвращаешься. Чем больше ощущаешь это в медитации или просто в процессе развития и эволюции в самой жизни, тем больше спокойствия обретаешь, тем большую отдалённость получаешь от себя, тем больше погружаешься в эту безграничную, первичную осознанность, в этого недвойственного, непреходящего свидетеля. Вот, кто ты есть на самом деле.

В этот момент (в так называемой 2й части) начинаешь воспринимать всё, что возникает, с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом. Становишься тантрическим в самом подлинном смысле этого слова. Потому что после разотождествления себя со всем и трансценденции всего из беспредельной пустоты, ты можешь отождествлять себя, без преувеличения, со всем, что возникает, и с огромным удовольствием. Потому что теперь ты действительно един со всем, что возникает.

Это – недвойственная сторона, тантрическая сторона. Всё это кажется невероятным, потому что теперь ты относишься к грубому, тонкому и каузальному телам по-новому, и абсолютно безбоязненно, потому что знаешь, они не могут уничтожить тебя, ты не можешь умереть, т.к. ты не рождённый. Ты существуешь вне времени. Ты никогда не вступал в поток времени. Первоначальное лицо не вступает в поток времени. Оно наблюдает за временем.

Достигнув сатори, заново входишь в эти тела с прекрасным ощущением бесстрашного удовольствия. С этого момента свет становится Лилой или игрой, или свечением, а не чем-то, что пытаешься превзойти, или от чего пытаешься уйти. Вы просто не можете сначала отождествить себя с феноменальной сферой. В первую очередь нужно отождествить себя с пустотой, иначе ты просто играешь с тьмой, называя ее светом. Ведь всё обстоит не совсем так.

– Эти три состояния происходят отдельно друг от друга или все в одно время? Или они всегда происходят в одно время?

– Осознанность в них может происходить одновременно, да. Объекты в них обычно появляются последовательно. Иными словами, свидетель, находясь в глубоком сне, является тем же свидетелем сейчас, который слышит мой голос. Есть что-то самостоятельное, прямо сейчас наблюдающее за происходящим. Ты замечаешь звуки и видишь образы, не прилагая усилий. Это потому что Свидетель (или «Я») вездесущ. И вообще-то он единственный, кто слышит что-либо. Этот свидетель всё видит,  всё слышит, со всем соприкасается.

Свидетель присутствует в  грубой сфере. Свидетель присутствует в сновидении.  Состояния меняются, даже когда человек просветлён. Таким людям всё равно присущи состояния бодрствования, сновидения и глубокого сна. Они характеризуются так же. Другими словами, в состоянии сновидения даже мудрец, даже Рамана Махарши видит сны. И когда он видит сны, нет никаких камней.

Таким образом, состояния – это своего рода функциональные явления, которые всегда с нами. Меняется лишь то, отождествляемся мы с ними или нет. Обычный человек начинает с отождествления своего «я» только с тем, что есть в состоянии бодрствования. Но по ходу роста и развития, его сознание продвигается в состояние сновидения, и он начинает видеть осознанные сны. Он больше не отождествляет  себя только с состоянием бодрствования,  расширив свои границы в состояние сновидения. По мере продвижения в медитации и духовных практиках, он сможет сохранять свое сознание пробуждённым даже в глубоком сне. Это и есть осознанность непреходящего «Я».

Состояния по-прежнему возникают и проходят, но твоя тождественность с ними – нет. Твое самоопределение продвигается сквозь все эти состояния, пока ты не разотождествишься с ними всеми, и сможешь свидетельствовать все состояния. Вот определение Свидетеля. Свидетель — это то, что сознаёт изменения состояния. Он сам не является изменением состояния.

– Осознанное сновидение я могу себе представить. Но я не уверена, что понимаю, что такое осознанный глубокий сон.

– Я написал книгу под названием «Один вкус». Это дневник, который я вёл в течение года, где описал некоторые из этих переживаний. Есть еще довольно много ЭЭГ-исследований людей, занимающихся медитацией по 15-20 лет. Как правило, подобные переживания свойственны именно людям с таким богатым опытом практики. И это постоянная стадия, некое непреходящее приобретение, а не временное состояние. Можно сказать, что устойчивая стадия обычно развивается годами.

Иногда это называют неизменностью субъекта или постоянным сознанием. И больше нет ничего другого. Это очень тонкая осознанность, которая подобно нити непрерывно проходит сквозь все состояния. Что-то вроде субъективного чувства или осознания. Ты просто не отождествляешь себя ни с какими возникающими явлениями. Есть что-то в тебе, что предшествует рождению Вселенной и Большому взрыву. Это твоё изначальное лицо. Так считают все, кто пережил это пробуждение и знает, что этот уровень глубины доступен и тебе. Это божественная глубина. Она пересекается непосредственно с Богом. Это и есть ты.

– Чтобы у меня больше не осталось никаких сомнений… Опираясь на свой собственный опыт, скажи, когда погружаешься в так называемый «сон» ночью, что происходит? Ты осознаешь, сколько часов прошло, и что ты спишь не так, как это происходит с большинством людей? Пребывая в глубоком сне, ты бы знал, что, например, кто-то зашёл в комнату?

– Нет. Существуют различные способы вхождения в разные типы переживаний. Это может начаться случайно. Иногда, в самом начале, это бывает раз или два раза в месяц, и частотность возникновения этого опыта может и не увеличиваться. У некоторых это случается более или менее постоянно. Таких людей очень мало, и обычно это великие просветлённые мудрецы. Но когда ты испытываешь одно из таких типичных переживаний, происходит вот что: ты ложишься, и осознаешь, что есть только эта непреходящая осознанность. Доступ к ней у тебя есть, в известной степени, и днём. Ты и есть осознанность, пустота, в которой всё возникает. Ты и есть та самая бесконечная осознанность. И во время такого переживания постоянный поток осознанности просто не прекращается.

Когда ты засыпаешь ночью, то происходит следующее… Ночью ты идёшь спать. Ты ложишься и засыпаешь так же, как и другие. Ты не видишь камней, ты не видишь природу, ты не видишь образы вокруг, ты не слышишь звуков. И если у тебя чуткий сон и что-то происходит, это может тебя разбудить. Но ты не просыпаешься. Следовательно, ты сознаёшь всё, что происходит в состоянии сновидения. Когда тело засыпает, тело засыпает. Начнётся сон, и ты будешь просто свидетельствовать этот сон. Ты будешь сознавать, что пребываешь в осознанном сне. Но при этом ты не слышишь ничего, что происходит в грубой сфере. Есть только состояние сновидения, которое ты осознаешь.

Когда сновидение исчезает, остаётся только безмолвное чувство бесконечной естьности, которая является этим безграничным сознанием. Это та же непреходящая Я-естьность, которая лежит в основе всех других состояний каждое мгновение. Она не объект, который можно увидеть. Это нечто, что вы ощущаете самой глубинной своей сущностью. У нее нет никаких границ. Не существует ни начала, ни конца во времени. Есть только огромное ничто до возникновения чего-либо.

Но когда вещи возникают, они возникают в этой пространственности. Вот что происходит, когда начинается сон. Есть это ничто, и затем в нём возникают образы, сны, видения. Когда тело начинает просыпаться, грубая сфера вступает в игру – появляются камни, кровать, комната, – и ты сознаёшь все эти объекты. Ты только что вернулся из, так называемого «путешествия», но не потерял эту нить Я-естьности, этого вездесущего Свидетеля, который свидетельствует все эти состояния. Теперь понятнее?

– В основном, да.

– В основном? (смеется)

4. Как опыт измененных состояний сознания приводит к овладению высшими стадиями развития

– Итак, согласно твоей модели, состояния — решающие понятия. Не мог бы ты мне помочь понять это в терминах всей модели? Ты также вкратце говорил о том, как можно интерпретировать эти состояния семью разными способами в зависимости от того, на какой стадии человек находится. Но почему состояния, которые вроде бы не имеют своего места в секторах, настолько важны для интегральной модели?

– Технически, переживаемые состояния относятся к верхнему левому сектору. Иными словами, это состояния сознания, которые переживаются отдельно взятым человеком. То есть они в верхнем левом секторе. Когда ты переживаешь эти состояния сознания, в верхнем правом секторе или органическом физическом теле наблюдаются изменения работы мозга, ЭЭГ паттерны, мозговые паттерны. Их можно явно отследить во время состояний бодрствования, сновидения и глубокого сна.

Состояние бодрствования обычно характеризуется альфа или бета активностью мозга. Состоянию сновидения соответствует тета-волны, а глубокого сна – дельта-волны. Тета-волны также обнаруживаются в состояниях творчества, при быстром обучении и так далее, и в этом есть определенный смысл. Т.е. состояния соответствуют секторам. Они там есть.

Почему эти состояния для нас важны? Потому что у каждого человека есть доступ к ним на любой стадии его развития. Даже если ты не обладаешь постоянным умением, постоянной способностью входить в эти состояния, они тебе доступны. Ты можешь погружаться в них. Они невероятно расширяют жизнь. Проходя через грубое, тонкое и каузальное состояния, ты получаешь полную обзорную экскурсию по всему спектру сознания, ощущая не только подлинную суть этих трёх сфер, но и весь спектр сознания, в основе которого они лежат.

Чем больше занимаешься этим, чем больше практикуешь погружение в эти неординарные состояния, с помощью чего бы то ни было – йоги, медитации, созерцания и так далее, – тем быстрее развиваешься по стадиям. Это означает, что по мере продвижения к более высоким стадиям, ты всё дольше остаёшься сознательным во всех трёх состояниях. На самой высокой стадии постоянного развития, которую мы обычно называем седьмой стадией или седьмым уровнем, эти навыки, как правило,  становятся постоянными. И осознанность бодрствования, сновидения и глубокого сна становится более или менее постоянной.

Опять же, такое бывает крайне редко, это присуще великим просветлённым. У нас есть немало данных о продвинутых медитаторах. Значительная их часть имеет доступ к такой постоянной осознанности. Есть достаточно исследований на этот счёт. Кроме того, это отвечает традициям; Веданта, Ваджраяна и некоторые неоплатонические традиции обнаруживают те же взаимосвязи. Таким образом, состояния важны. Если бы были только стадии, тогда бы мы все застряли на второй или третьей стадии.

– Кстати, мы поговорим о линиях развития немного позже.

– У нас бы не было доступа ни к чему духовному. Мы просто бы оставались предконвенциональным мусором. Наличие состояний означает, что мы имеем свое прирожденное право доступа к этому непреходящему Свидетелю, когда переживаем грубое, тонкое или каузальное состояние сознания, а также энергии, их сопровождающие. Это отдельная тема, о которой стоит поговорить, потому что эти энергии доступны, и их можно применять в иглоукалывании, кундалини-йоге и так далее.

Непреходящие реальности становятся частью подлинной духовной практики на любой стадии развития человека. Тем самым ускоряется развитие сквозь стадии. Это соответствует тому, что говорил Ауробиндо. Лабораторные исследования, проведённые над медитирующими, тоже подтверждают это. И это хорошо, потому как  здесь сочетается лучшее из двух концепций. Существует так много доказательств теории стадий, что мы должны их как-то сопоставить. Есть данные, например, об уровнях морального развития женщин, развития ценностей, потребностей и так далее. Если твоя модель мира опускает это, то ты, возможно, лишаешь себя чего-то важного. И, даже занимаешься самообманом, потому что всё это рано или поздно на тебе скажется. 

То есть, если у тебя несколько уровней или линий развития, и ты не уделяешь  им достаточного внимания, думая, что после опыта изменённого или медитативного состояния всё будет хорошо, то нет. Вряд ли. Все равно, позже это где-то зацепит вас.

С другой стороны, если у тебя нет ничего кроме стадий, то это довольно безрадостная картина. Я должен непрерывно работать над собой лет 15, прежде чем приближусь к чему-то духовному? Это не только неправда, это унизительное представление. Оба понятия важны. Их совместное применение даёт нам не только интегральный духовный подход, а также наилучшую возможность преуспеть. В результате, используя оба подхода – состояний сознания и техник их развития, а также признание стадий, – мы можем продвинуться в них обоих. Можно получить лучшее с обеих сторон, и сделать всё, чтобы помочь своему собственному развитию.

– Помоги мне понять эту взаимосвязь. Уделяя больше времени осознанности в тонком и каузальном состояниях, моё развитие сквозь стадии будет ускоряться. Ты можешь мне это объяснить?

– Да. Мы используем обобщённую шкалу развития. Но мы также сосредотачиваемся на линии «я», линии самоопределения, когда большое «Я» отождествляется с малым, ограниченным, смертным «я». Каждый из этих семи уровней является уровнем самоопределения для самого ограниченного, физического, заключенного в капсулу эго. И так до самого верхнего уровня, который представляет собой тождественность со всем проявленным и Космическим сознанием.

По мере продвижения по этим семи общим уровням, ты разотождествляешься с меньшим «я» и отождествляешься с большим «я». Например, «я отождествляюсь только с собой», дальше «я отождествляюсь со своей семьёй», затем «…с группой сверстников» или «…со всей нацией», «…со всеми людьми», «…со всеми сознательными существами», и наконец «…со всем проявленным в этом мире». Все эти ступени представляет собой «концентрические круги», каждый со своей степенью  любви, сострадания и осознанности.

Что же способствует этому? Скажем, ты находишься на уровне 3 и в основном отождествляешь себя с этим уровнем. Любое состояние сознания, которое ты не можешь интерпретировать, находясь на этом уровне, вызывает маленькое «землетрясение». Оно встряхивает тебя и отрывает от привязанности к нему. Оно больше, чем ты можешь вместить в свой уровень интерпретации. Это переживание, которое для тебя еще не имеет смысла. Ты не можешь интерпретировать его. И оно оставляет «растяжки» на твоем разуме. Каждый раз, когда это происходит, человек в той или иной степени разотождествляется с тем уровнем, на котором находится. И, следовательно, увеличивает вероятность своего продвижения к более высокому уровню, к более высокой стадии.

Как говорил Ауробиндо, и как показали многие лабораторные исследования, медитация не перепрыгивает через стадии (потому что нельзя перепрыгнуть настоящие стадии), она ускоряет движение по стадиям. Это осуществляется с помощью сталкивания вас с «насиженного места» на текущем уровне благодаря шокирующему опыту «землетрясения». Ваша реакция: «Ого!», – такого с тобой не произойдёт в воскресной школе!

Каждый раз при погружении в тонкую или каузальную реальность происходит именно это – освобождение от малой тождественности. Мы говорили о том, что когда вы идёте спать, вы некий доктор Джон Доу. Вот вы засыпаете, это пропадает! В состоянии сновидения можно быть кентавром, единорогом, да чем угодно! И каждый раз, когда это происходит, вы всё меньше отождествляете себя с этой ограниченной, грубой, предельной личностью.

В общих чертах,  это как бы смазка рельс по спирали развития. Вроде масла, которое позволяет двигаться намного быстрее. Речь здесь идет о разотождествлении со своим малым «я». Встряхивая тебя, этот процесс ослабляет привязки к очень узкому определению твоей сути. Каждый раз, когда это происходит, ты становишься немного больше. Твоё сердце становится немного больше, разум становится немного больше, сознание становится немного больше. И так до тех пор, пока оно не охватит всю Вселенную. Это и есть наивысшее постижение.

Поэтому погружение в изменённые состояния сознания – это хорошая вещь. Но она ещё лучше, если у вас есть карта, по которой можно ориентироваться в своих действиях. Не думайте, что изменённые состояния – это максимум, который можно достичь; они  вовсе не являются конечной целью.

5. Интегрально-информированный подход к психоделикам

– Считаешь ли ты, что среди способов переживаний изменённых состояний могут быть лучшие или худшие?

– Я соглашусь на всё, что работает.

Да, конечно. Если абстрагироваться и окинуть проблему общим, интегральным взглядом — кое-что нужно принять во внимание. Состояния, способствующие балансировке секторов – полезны. Если ты погружаешься в состояние сознания, которое тебе вредит или преуменьшает измерение «Мы» или «Оно», это плохо. Если ты погружаешься в состояние сознания только с помощью химических препаратов, и их вредное воздействие впоследствии сказывается на тебе, это плохо. У некоторых состояний может быть очень позитивное начало, они дарят освобождение. Но если «врываться» в них слишком быстро, то они перестают быть таковыми, и даже наоборот — ограничивают тебя.  Потому что в этот момент возникает ошибочное впечатление, что ты обладаешь этим состоянием,  являющимся Богом. Это очень ограниченный взгляд, и он может привести к плохим последствиям. Это не есть хорошо.

– Приведи, пожалуйста, примеры. Первый случай – это преуменьшение сферы «Мы». Объясни на примерах, что это значит, и что происходит в этом случае.

– Многие, кто практикует медитацию, начинают пренебрегать всем во внешнем мире. Они пренебрегают деятельностью в мире, или проблемами окружающей среды, или семьёй, супругом, детьми и так далее. Это распространенная ловушка практики медитации, потому что ты, в том числе, идешь по дороге, ведущей к Высшему «Я». Тем самым действует невероятная тяга, магнит, притяжение к Высшему. Но пока не испытаешь конечное постижение, которое потом заключит в себе все эти другие сферы, ты можешь ошибочно исключать их из своей жизни, и довольно категорично. Если это произойдёт, многое в твоей жизни просто будет разваливаться, так что вы вряд ли сможешь спокойно продолжить практику медитации.

Придерживаться более интегрального подхода не означает владеть всеми этими сферами в совершенстве. Это просто означает, что нужно наблюдать за ними, и не перестараться в одной сфере настолько, что это навредит или приведёт к патологии в других. Чаще всего страдают взаимоотношения. Второе место занимает, наверное, работа и самовыражение в мире. Всё это нельзя упускать из виду. И это настоящая проблема.

Самый неблагоприятный вариант развития событий, так сказать, грубая версия, – это наркозависимость, которая представляет собой типичную зависимость от изменённых состояний. Измененные состояния хороши сами по себе. Наркоманы, пристрастившиеся к героину, испытывают блаженное удовольствие, которое даёт ощущение присутствия в удивительных сферах. Но это делается таким образом, что гарантированно приводит к катастрофе, потому что не учитываются ни сектора, ни другие измерения. Поэтому очень скоро такое поведение приводит к неприятностям, что чаще всего и происходит.

Психоделики сами по себе, если они применяются исключительно как инструмент на духовном пути… По опыту я знаю, что наилучший вариант здесь – сочетание случайного психоделического опыта (в качестве «расширителя сознания») с какой-то духовной практикой, которая от психоделика не зависит. У людей, применяющих только психоделические вещества, обычно очень быстро притупляются чувства. Как будто они настолько насмотрелись «шоу» тонкой сферы, что просто им пресытились.

Насколько мне известно, постоянная осознанность также не возникает от приема психоделиков. Я не знаю никого, кто бы достиг её таким методом. Потому что она требует развития, а не только изменённых состояний. Т.е. очень глубокие прорывы могут иметь место, но они, как правило, преходящие и временные. Люди продолжают применение наркотиков. Но рано или поздно их токсическое действие перевесит все достоинства. Многие исследования создают шум вокруг неврологических расстройств вследствие интоксикации, так что здесь нужна крайняя осторожность. Им понравится, что я  говорю.

– Существуют ли какие-нибудь методы достижения изменённых состояний, которые, по твоему мнению, проходят интегральный тест, помимо медитации?

– Скажем так, любая техника может пройти интегральный тест, если сделать её частью интегральной программы. Это касается и наркотиков. Т.е. способ или состояние сами по себе не интегральны. Всё что угодно может быть частью общего интегрального набора. Вы просто добавляете с него составляющие. Ни одна техника сама по себе не интегральна. Каждая техника специализируется в чём-то.

Поэтому любой, кто захочет заняться интегрально осведомлённой практикой, может себе сказать: «Я хочу принять вот этот психоделик. Я собираюсь сделать это, потому что я понимаю, что происходит. Это будет временное переживание. Я достигну этих блаженных сфер, а потом попытаюсь сделать это частью непрерывной, более интегрально осведомлённой практики. Возможно, я займусь другими видами техник, вызывающих изменённые состояния». Это может быть холотропное дыхание по Станиславу Грофу. Это могут быть различные типы йоги. Многие достигают изменённых состояний через спорт, интенсивные тренировки, бег. Всё это допустимые способы.

Но если ты не можешь привнести всё это в свою постоянную практику развития, тогда состояния просто останутся временными, мимолётными. Они, возможно, будут прекрасны, но это не отразится на твоем общем росте и развитии в терминах их обретения как постоянных качеств.

Повторюсь. Всё это помогает ослабить твою тождественность с тем, чем ты (по-твоему) являешься. Потому что наше самосознание (то, что мы называем собой) можно фактически увидеть и осознать. Если ты посмотришь сейчас на себя и скажешь: «Вот чем я являюсь» или «Вот чего я хочу», – всё это объекты. Это не ты, это объекты, которые ты видишь. Они не являются видящим. Всё, что ты можешь видеть относительно себя, не является тобой настоящим. Это ошибочное самосознание, необоснованное, неверное.

Каждый эпизод измененного состояния сознания ослабляет привязку к узкому, ограниченному самоопределению и способствует обнаружению своей истинной сути, которая является этой непреходящей Я-естьностью, этой безграничной ясностью, в которой всё непрерывно возникает. Каждый раз, когда ты отрываешься от тождественности с одной из «теней в пещере», ты повышаешь свои шансы найти свет. С этим прекрасно справляются изменённые состояния сознания, но только если они являются частью непрерывного, целостного подхода к трансформации.

6. Уровни и поля тонких энергий

– Описывая эти три состояния – грубое, тонкое и каузальное, – мы говорили о тонком состоянии как о вместилище многих явлений. Всё, что не относится ни к грубому, ни к каузальному (причинному) состоянию, мы назвали тонким. Нужно ли обозначить ещё какие-то различия?

– Да. Традиции описывают состояния через уровни. Что это значит? Как я уже говорил, у нас есть три малых категории, которые по сути — состояния, сопровождающиеся энергией. Каждое состояние сознания сопровождается определённой энергией – грубой, тонкой, каузальной. Но мы рассматриваем их как одно целое. Есть три сферы – грубая, тонкая и каузальная, и если разбить их на составляющие, тогда Веданта, например, говорит, что есть 5 стадий или уровней, сквозь которые проходят эти три сферы. Эти 5 уровней очень схожи с материей, телом, умом, душой и духом. Но теперь они являются «футлярами» или «кошами» для «я» и символизируют стадии постоянного развития. 

Эти пять стадий можно представить в виде семи. Мы используем семи-ступенчатую  концептуальную  систему стадий (мы говорили об этом ранее). Такой подход тоже работает. Более того, можно прибегнуть к делению на 10 стадий, если хотите получить более развернутую шкалу стадий развития. Но Веданта в индуизме использует пять. С этими пятью уровнями – материя, тело, ум, душа, дух – происходит следующее. Ты непрерывно развиваешься по этим уровням или стадиям, а затем получаешь постоянный доступ к бодрствованию, сновидению и глубокому сну. К моменту достижения уровня 4 (по их шкале), ты пребываешь в постоянном осознанном сновидении. На уровне 5, ты находишься в постоянной осознанности круглые сутки. Вот так они соотносят состояния и стадии. Теперь понятно? 

Всю тонкую сферу можно разбить на любое количество стадий или линий, потому что грубая и каузальная представляют собой два конечных предела. Можно разбить среднюю часть на 2, 5, 10 уровней и так далее, в зависимости от требований исследования, в зависимости от применяемой шкалы.

В системе семи чакр первая чакра – грубая, седьмая – каузальная. Всё, что между ними – тонкие чакры. Вот так они это делят, и это достаточно точная градация. И этому есть объяснение: в состоянии сновидения можно переживать все эти промежуточные стадии. Все они могут появляться во сне. Поэтому их относят к тонкой сфере.

Теперь понятно? 

– Да, всё понятно.

У тебя есть эссе о тонких энергиях, которое появится в одной из твоих будущих книг. В нём ты говоришь о том, как эти тела – грубое, тонкое и каузальное – ассоциируются с определёнными уровнями развития организма человека, а не в неживой природе, скажем, камнях. Получается, камень не может обладать тонким и каузальным телом? Не мог бы ты пояснить это?

– Да, я расскажу вкратце, о чём это эссе. Здесь мы входим в сферу тонких и каузальных энергий. Эта тема изучается уже очень долго, но сейчас она выдвигается на передний план, потому что вызывает большой интерес. Большинство людей знают о тонкой энергии благодаря кундалини-йоге, иглоукалыванию, тай-чи и прочим подобным практикам. В эссе, о котором ты говоришь, я даю полный обзор различных теорий тонкой энергии, которые выдвигались традициями вплоть до современных исследований. Существует огромное число современных ученых и исследователей, изучающих эти тонкие энергии.

Я бы мог начать перечислять всех их, но их слишком много. Не хотелось бы никого упустить, потому что многие из них мои друзья. Они меня убьют. Это очень вредные ребята. Сейчас проводится много по-настоящему хороших исследований. В своей работе я обратил внимание на то, что у традиций не было научной интерпретации стадий эволюции в органической сфере – атомы, молекулы, клетки, растения, пресмыкающиеся, млекопитающие и так далее. Это современный научный подход к палеологическим, археологическим данным – своего рода современное открытие.

Но эволюционное древо можно увидеть в отдельно взятых организмах, и это был бы верхний правый сектор, объективный «оно»- организм. Выясняется, что по мере эволюционирования, форма также усложняется. От атомов к молекулам, к клеткам, к организмам, форма становится всё более сложной. Происходит процесс дифференциации и интеграции. В каждой крупной разворачивающейся биологической стадии или уровне эволюции можно увидеть моменты, когда возникают эти тонкие энергии, потому что они взаимосвязаны с разными видами жизненного функционирования.

Простейший способ…  Многие традиции подразделяют эти тонкие энергии на физические и грубые энергии (гравитационную, электромагнитную, сильную и слабую ядерную). Тонкие энергии опять разбиваются на несколько видов или подвидов, включая эфирную, астральную, ментальную, психическую и каузальную. Все они появляются в процессе эволюционного развития.

Эфирные энергии появляются, когда возникает первая форма жизни. Это первые клетки, которые сформировались из молекул. Астральная энергия, которая означает эмоционально-сексуальную энергию, начала появляться, когда эволюционировали мозговой ствол пресмыкающихся и, конечно, лимбическая система. Даже у лошади есть эти три разные поля грубой, эфирной и астральной энергии. К тому времени как формируется неокортекс, образуется ментальное поле. Даже у шимпанзе и человекообразных обезьян есть ментальное поле, помимо трёх вышеозначенных. Тогда мы имеем осознанного, разумного человека. И затем появляется каузальное поле. Таким образом, можно связать эти тонкие уровни энергии с современными, научными, эволюционными исследованиями.

– Я бы хотела услышать больше об этой шкале биологического развития, потому что мне это очень интересно. В кругу моих друзей возникает много споров о том, превзошли ли киты или дельфины в своём развитии человека. Что по этому поводу сказала бы ваша шкала тонких энергий?

– Это также касается и линий развития. Кит и дельфин очень развиты в кинестетической и некоторых других линиях. Их чувствительность просто поражает. Скорее всего, это касается и тонкой энергии. В частности, дельфины имеют триединую структуру мозга. Поэтому мы допускаем, что они тоже генерируют поля мышления, которые относятся к четвёртому общему типу энергетических полей, из тех, что я привёл в качестве примера. И это совершенно удивительно.

Мне кажется, все эти многочисленные истории о взаимодействии человека с дельфинами — именно отсюда. Это взаимодействие происходит на уровне поля мышления. Это не просто эмоциональная связь, она очень возвышенна и интенсивна. В некоторых аспектах дельфины, возможно, так же развиты или даже более развиты, чем человек. Несомненно, они более продвинуты по сравнению со многими моими друзьями. Более того, я допускаю, что они могли "обогнать" человека даже не по нескольким, а по всем аспектам.

– Т.е. ты говоришь: чем больше тонкой энергии излучает существо, тем оно более развито. Верно я понимаю?

В определённом смысле, да. Здесь опять начинают вступать в игру состояния и стадии. Все люди имеют доступ к бодрствованию, сновидению и глубокому сну. Следовательно, каждый человек с рождения обладает грубым, тонким и каузальным энергетическими полями. Однако, по мере развития и увеличения осознанности человека, энергетические поля как бы светятся больше (ясновидящие скажут вам тоже самое). Они становятся более светящимися,  более интенсивными, более яркими. Такого рода явление происходит.

Этим обладают не только просветлённые или высокоразвитые люди. Эти энергетические поля есть даже у младенцев.  Как я уже говорил, они есть у всех – от человекообразных обезьян и шимпанзе вплоть до самого верха. И чем более развитым становится твоё сознание, тем более вибрирующими и светящимися становятся эти поля.

Ясновидящие, скажем, обычно специализируются в каком-то одном из этих энергетических полей, хотя часто не могут объяснить, как они это делают. Но одни обладают психо-кинетическими способностями, другие – телепатическими. Кто-то умеет предсказывать будущее, используя очень тонкую энергию. Многие из них дорациональны, а некоторые и вовсе мошенники. Но среди них есть (я думаю, мы все бы согласились с этим) трансрациональные и действительно настоящие мастера. Часто они сочетают в себе разные аспекты, и действительно могут погружаться в некоторые феномены очень тонкой энергии и управлять ими.

Это общее описание. Энергии сами по себе действительно восхитительны. И я думаю, они будут частью экономики завтрашнего дня. Мы уже говорили об этом ранее. Мне кажется, уже скоро всё начнётся. Поэтому — «не переключайтесь!»

7. Можно ли ранжировать эволюцию по видам?

– Хотелось бы знать, можно ли оценивать или ранжировать эволюцию по видам?

– Это все равно, что выставлять оценки различным культурам, к примеру. Такое можно делать только в очень широком, обобщённом смысле. К примеру, ступени развития Жана Гебсера – архаическая, магическая, мифическая, рациональная, плюралистическая, интегральная – в определённом смысле говорят о многом. Но с другой стороны, эта классификация многое упускает. Благодаря ей мы знаем, что за 50 000 лет происходят вот такие изменения. Но то, что происходит внутри этих эпох, может выходить за рамки этого обобщения в ту или иную сторону.

То же касается способностей полов, рас или видов. Определённо, изменения внутри них гораздо существеннее, чем различия между ними. Это относится и к видам. Нужно посмотреть на это очень издалека, объективно, и только после этого с уверенностью заявлять, что шимпанзе имеет более высокую когнитивную способность, чем парамеция. Да, я думаю, можно так сказать. И в этом нет ничего плохого.

Можно высказывать подобные оценочные суждения, но только соблюдая осторожность. Учитывая, что развитие видов делится на уровни и линии, некоторые из них, например, дельфины, – просто блестящи в определенных способностях. Возможно, они даже лучше чем мы. Но это не относится к другим способностям вроде кулинарии или баскетбола. Мы очень развиты по шкале баскетбола. Здесь нужно быть осторожными.

Я понимаю, почему задаётся вопрос об оценочной классификации. Потому что об этом люди беспокоятся больше всего, когда они сталкиваются со шкалами, уровнями, иерархиями. Это настолько сложный и деликатный процесс… Выставлять оценки можно только очень специфическим образом. Нужно взять отдельную линию развития, очень внимательно изучить стадии внутри её, и после этого уже можно говорить «эта стадия выше той стадии». Молекула выше атома по этой шкале развития. Но организмы характеризуются множеством разных линий и уровней, и много чего происходит. Безусловно, это касается и культур. Поэтому сложно выносить обобщенные оценочные суждения. Как правило, девелопменталисты даже менее склонны выносить такие суждения, чем остальные, потому что они знают, насколько всё это невероятно тонко и сложно.

– Кроме беспокойства о том, что оценка может быть неточной, я также хочу развенчать заявления вроде: «Моя собака – просветлённый мастер». Это правда? Может ли собака находиться на этом невероятно высоком уровне развития?

– Я опять думаю о некоторых своих друзьях.

– Об их собаках?

– И о собаках тоже. Рамана Махарши заявлял, что его мул был просветлённым. Я не собираюсь делать обобщающие заявления и исключать эту возможность. Однако, 99,99%  ослов, которых я знаю, не просветлённые. Я не думаю, что это зависит от территории. И не думаю, что есть просветлённые мудрецы в облике осла. Я больше склоняюсь к тому, что есть ослы в телах ослов. И, в целом, здесь больше нечего добавить.

Ранее ты упомянула Кенпо Тулку, который был перерожден и был просветлённым еще будучи ребёнком. Я ответил утвердительно. Но детское тело всё равно проходит сквозь свои стадии роста и развития. И Тулку не исключение! Он уже является свидетелем, когда рождается. Но это не влияет на то, что происходит в грубом, тонком и каузальном телах, каждое со своими стадиями раскрытия. И если посмотреть на собаку или другое животное, то ясно, что в ее теле, скорее всего, нет никакого высокоразвитого существа. Не может мудрец случайно повернуть не туда в бардо[2] и воплотиться здесь таким дефектным,  но я не хочу спорить об этом. Сомневаюсь, что такое вообще происходит, но я не буду доказывать это с пеной у рта. Это не тот случай, когда можно побиться об заклад.

– Считаешь ли ты, что собаки могут быть более развиты, чем люди в определённой линии развития?

– О, да, безусловно. Вся сенсорно-кинестетическая сфера млекопитающих (кроме людей) просто поразительна. У них очень развиты сенсорные способности. Это относится к определённым видам птиц, рыб, к летучим мышам. Бладхаунд может определить один из миллиарда запахов. Некоторые из этих способностей просто удивительны.

Но всё это относится к способностям  грубого тела. Способности тонкого и каузального тела просто очень редки. В «низших» формах эволюции они не проявляются так часто. Но вся суть стадий эволюции состоит в том, что все они важны, потому что мы содержим внутри нас эти «низшие» стадии. В нас есть мозговой ствол пресмыкающегося, тело ящерицы, лимбическая система, которая является палеотическим мозгом млекопитающих. В нас также есть мозг лошади и неокортекс. Т.е. все эти предыдущие стадии мы несём в себе. Нет таких элементов, от которых вы можете избавиться, потому что они низшие, а значит «плохие». Это выражение духа на волне развёртывания. 

Таким образом, существует дух как атом, дух как молекула, дух как клетка, дух как организм, дух как мозг пресмыкающегося, дух как млекопитающее, дух как триединый мозг. Всё это стадии развёртывания духа. И каждая новая стадия превосходит и заключает в себе предыдущие. Она содержит их всех в себе точно так же, как молекулы содержат атомы, а клетки содержат молекулы. Этот процесс — превосхождения по развитию и включения в себя — часть эволюции. Это агапэ (духовная любовь), и его мы наблюдаем во всех линиях развития. Это нарастающее расширение самосущности есть и в стадиях Кэрол Гиллиган: эгоистичной, стадии неравнодушия и всеобщей заботы. Это и есть стадии эволюции или стадии возрастающей любви, сложности, сознания, сострадания. От атомов до просветлённых мудрецов.

Т.е. все они в определённом смысле важные компоненты всеобщего процесса. Но это совершенно не обязательно означает, что ослы просветлённые.

– Перед тем как мы закончим с ослами, скажи, что ты думаешь насчёт, например, мудрости дерева? Кто-то говорит: «Я сидел рядом с этим деревом. Ему было тысячу лет. Я прикоснулся к нему, и дерево заговорило со мной. Оно поведало мне всю эту мудрость». Это просто воображение?

– Я  не хочу вот так опровергать это. Нужно попытаться понять, что вне зависимости, могут ли собака или осел быть просветленными, а дерево мудрым, я не отрицаю существования природного мистицизма. Мы говорили об этом. Я не отрицаю природное мистическое состояние подлинного измерения бытия. Этот дух сияет сквозь каждую вещь в природе и говорит со всем в природе. Дух сияет сквозь атом. Он сияет сквозь клетку, дерево, собаку, гориллу.

Всё это — часть нашего мира. Есть какая-то базисная величина. Некоторые люди могут погружаться в «мировую душу» или дух через определённую органическую форму. Для кого-то это дерево, для другого – гора, океан, облако, река и так далее. Я думаю, это явление имеет место быть. Но в относительной плоскости мы также должны задаваться вопросом, например, о способности к альтруистическому поведению у дерева, собаки, шимпанзе и так далее.

Если взять такую «просветлённую» собаку и положить перед ней много еды, а рядом с ней посадить голодную собаку. Отдаст ли первая собака свою еду второй? Нет! Этого не произойдёт. Т.е. в относительной плоскости они эгоцентричны. В них нет никакого альтруистического сострадания или жертвенности. В данном смысле это не осознанное действие, ведь эта линия, эта способность у них практически не развита.

Я думаю, нужно учитывать обе эти шкалы, а не использовать только одну из них. Тогда вы получаете немного более интегральное представление. Но я, конечно, не стал бы отрицать, что люди могут соединяться с «мировой душой» или духом посредством любого объекта в природе. Но это не тот дух, который существовал до Большого взрыва, не бесконечная, бесформенная, непроявленная сфера. Этот дух просвечивает сквозь явленную сферу или форму, что является его собственным выражением. Но это не тот аморфный дух. И об этом также следует помнить.

8. Матрица Уилбера-Комбса

– Пока мы не перешли к другой теме…. Ты говорил о том, что можно иметь духовное переживание, некое изменённое состояние, но оно будет интерпретировано в зависимости от уровня развития «я». Не мог бы ты объяснить — что ты называешь решёткой из 21 возможного состояния?

– Число состояний зависит от применяемой шкалы. Мы называем это решёткой Уилбера-Комбса – в честь Аллана Комбса, написавшего замечательную книгу под названием «Сияние бытия», и меня, сделавшего вклад со стороны Уилбера. Мы назвали её решёткой Уилбера-Комбса, чтобы придать себе больше значимости – ведь она названа в нашу честь. Но история не узнает этого. Никто не скажет: «О, Кен Уилбер. Тот самый Уилбер, который создал решётку Уилбера-Комбса? – Да, это он». Никто не знает, что это за решётка Уилбера-Комбса. Я расскажу вам об этом. И это будет интересно.

Мы можем обратиться к любой последовательности развития. Это может быть линия ценностей Клэра Грейвза. Он обнаружил около 8 волн или систем ценностей, которые согласно Спиральной динамике доходят где-то до нашего уровня 5 или 6. Джейн Левинджер также дошла до уровней 5 или 6. Многие западные психологи-девелопменталисты не обозначают трансперсональных уровней, потому что они – очень редкая и непостоянная характеристика. В ходе тестирования или опроса сложно их обнаружить. Но большинство психологов, вроде Маслоу, признали бы существование более высоких, трансперсональных, доступных нам волн.

Итак, берём любую из этих шкал (мы используем простую семиуровневую шкалу, соответствующую семи чакрам) и выстраиваем её уровни по одну сторону решётки. Таким образом, у нас есть архаическая, эгоцентрическая, конформистская, рациональная, плюралистическая, интегральная и трансперсональная стадии. Наверху находятся три основные состояния или сферы, которые мы называем грубой, тонкой и каузальной. Мы уже говорили о том, что человек, находящийся на любой из стадий, может иметь переживание в этих трёх состояниях. Также можно иметь очень сильное пиковое переживание в этих состояниях, так называемое религиозное  переживание. В грубом состоянии мы называем это природным мистицизмом, в тонком состоянии – божественным мистицизмом, в каузальном состоянии – аморфным мистицизмом.

Любой из этих трёх типов переживаний (которые могут быть очень подлинными) будут интерпретироваться твоим ментальным аппаратом – тем, что у тебя есть для интерпретации своих переживаний. Если ты на уровне 3 (который в данном случае мы называем мифической, конформистской, конвенциональной стадией развития), ты испытываешь сильное, тонкое, мистическое переживание божественного уровня (подобно тому, что было у Святого Павла, когда он был Савлом, на пути в Дамаск — это было захватывающее религиозное переживание, в котором Иисус является спасителем, и обрести вечное спасение можно только избрав Иисуса). Это классический пример мифической интерпретации, потому что уровень развития, на котором находится разум в этот момент, определяет интерпретацию переживания посредством только тех структур сознания, что вам доступны.

Таким образом, на магическом уровне этот опыт, как правило, будет интерпретироваться как опыт в магических терминах. На мифической волне – в мифических терминах. На рациональной волне – в рациональных терминах. Множество мистических переживаний было истолковано в рациональных терминах. Например, Бертран Рассел толковал их именно так, деисты тоже сюда относятся. Если ты находишься на плюралистической волне и испытываешь одно из таких переживаний природного, божественного или аморфного мистицизма, то интерпретируешь его как плюралистическое, уравнительное, всеобщее выражение духа, что отчасти является правдой.

Таким образом, получается 7 уровней и 3 состояния, а в итоге — 21 тип духовного переживания. И у нас есть доказательства каждого из этих состояний. Прохождение всех их может показаться скучным, но позволит составить о них некое общее представление – и получить магическую, мифическую, рациональную или плюралистическую интерпретацию природного, божественного и аморфного видов мистицизма.

Эта система помогает нам в двух аспектах. Во-первых, с ее помощью становится возможным признание подлинности этих разных типов духовных переживаний, потому что все они аутентичны и реальны. А во-вторых, мы можем сравнить и сопоставить их с другими типами переживаний, а также увидеть, находятся ли они во взаимоотношениях друг с другом, чтобы предоставить место каждого из них на общем «столе всевозможных переживаний».

– Не мог бы ты привести ещё несколько примеров, скажем, плюралистического и интегрального уровня во всех трёх категориях – грубой, тонкой и причинной?

– На плюралистическом уровне переживание природного мистицизма в состоянии бодрствования сопровождается ощущением единения со всем в мире природы. Это подлинное переживание единства с природой. Оно интерпретируется как равный доступ всех человеческих существ к этому природному духу и их единство. Акцентируются, в первую очередь, чувствительность, проявление заботы, равенство среди всех существ. Преуменьшается значение иерархий, хотя развитие любого существа — иерархическое, по сути. И, опять же, – это отчасти целая проблема – интерпретация не настолько точна, насколько могла бы быть.

Здесь не обошлось без сильной тенденции к анти-трансцендентности. Другими словами, считается, что любая трансцендентальная религия божественного или каузального мистицизма вредит Земле, что она антиземная, что она направлена против Геи. Иногда трансцендентальные переживания и правда таковы, иногда – нет. Но на плюралистическом уровне природное переживание будет интерпретироваться именно так. И опять-таки, такое переживание — очень глубокое, но оно не может претендовать на полноту картины.

На плюралистическом уровне,  во время переживания божественной сути  фактическое восприятие и ощущения начинают немного меняться, потому что в природном мистицизме ты един со всеми проявлениями природы. А если взять божественный мистицизм, природа становится светящейся, почти прозрачной. Свет проходит сквозь природу. И возникает чувство, что есть что-то вне природы, за пределами природы, что-то большее, чем природа. И тогда можно получить опыт осознания Бога или Богини,  предшествующих природе. В основе многих подлинных неоязыческих движений в США лежит подобный реальный опыт, и именно такая интерпретация. Это довольно интересно, потому что здесь начинается движение за пределы проявленной, грубой сферы.

В опыте каузального переживания присутствует безграничная, бесформенная естьность, которую плюралистическая волна  интерпретирует как единство. Теперь уже появилось ощущение этого единства, которое охватывает всех разумных существ. Но по-прежнему присутствует чувство антитрансцендентности и антииерархии, потому что плюралистическая волна не допускает их в своей интерпретации.

Ситуация меняется, когда вы переходите к интегральной волне, которая следует за плюралистической. В природном, божественном и причинном мистицизме происходит глубокая перемена, и эта духовная реализация по-другому проявляет себя в мире. Потому что на плюралистической волне эта их интерпретация считается единственно правильной. Следовательно, плюралистическое переживание природного мистицизма, Бога или Богини, не признаёт ни современную систему ценностей, ни традиционную ценностную структуру. Считается, что они скрывают дух, они неправильные, они каким-то образом принижают дух, приносят ему вред или подавляют его.

А вот интегральная волна предполагает как раз противоположное, потому что она расценивает все эти волны как выражение духа. Вне зависимости от того, какой опыт человек переживает – природного, божественного  или каузального аморфного мистицизма,  – когда он выходит из этого переживания, он будет интерпретировать все другие ценностные структуры (включая иерархию) как проявление духа. На интегральной волне иерархия снова признаётся. Это обнаружил Клэр Грейвз в линии ценностей – на интегральном уровне иерархия возвращается, потому что все эти волны представляют собой иерархические волны развития. Как показала Кэрол Гиллиган, даже женское моральное развитие проходит сквозь три иерархические стадии.

Таким образом, мы имеем два очень разных типа интерпретации. Хотя и плюралистическая, и интегральная волна имели равный доступ к этим трём состояниям. И переживания этих трёх состояний – в равной степени подлинные. Важно понимать, что переживание этих состояний на более низкой стадии не лишает их подлинности. Полугодовалый ребёнок пребывает в истинном состоянии сна. Хотя содержание его снов не будет соответствовать 4, 5 или 6 уровню, потому что они в нём ещё не сформировались. Личный опыт переживания состояний может быть разным, и он всегда настоящий, но интерпретации могут быть выше или ниже по шкале развития.

– Т.е. где бы ни находился наш «центр тяжести», интерпретация любого переживания, будь то изменённое состояние или просто жизненный опыт, обуславливается этой конкретной волной?

– Это все что у нас есть, чем мы обладаем, – наши понятия, структуры, компоненты. Эти переживания  могут и должны интерпретироваться только посредством того, что у нас есть – нашим «толковательным» аппаратом. Но мы растём, эволюционируем и развиваемся. Если быть более конкретным, можно рассмотреть фактическую ценностную линию, линию развития Я или когнитивную линию, и увидеть, как эти состояния на них влияют. Это уже сложнее. Однако главное остается неизменным: если «центр тяжести» человека относится к магическому, мифическому, рациональному, плюралистическому либо интегральному уровню, и у него был какой-то опыт – будь то секс, музыка, изменённое состояние или осознание Бога – он будет толковать его через те структуры сознания, которые у него развились к этому моменту. И он даст этому опыту магическую, мифическую, рациональную, плюралистическую или же интегральную интерпретацию.

9. Моментальный скачок от сознания первого порядка ко второму порядку

– Ты рассказывал, как важен так называемый моментальный скачок от плюралистического к интегральному уровню. Что-то вроде крутого подъёма, говоря уже моим языком. Т.е. происходит более значительный сдвиг, чем когда мы продвигаемся сквозь другие волны развития. Почему так? Чем объясняется такой скачок?

– Началось с того, что это явление стали замечать исследователи. Одним из первых был Абрахам Маслоу, который разработал иерархию потребностей. Повторюсь, иерархия не означает «классификация» в плохом смысле этого слова. Она означает возрастающие уровни увеличивающегося сострадания и сознания. В этом смысле, иерархия – возрастающая способностью к цельности. И только когда она используется неправильно, она превращается в систему ранжирования в плохом смысле.

Маслоу рассматривал эту иерархию возрастающих потребностей со всех сторон. Он обнаружил, что между так называемыми дефицитарными потребностями и бытийными потребностями – целая пропасть. Это был большой прорыв. Дефицитарные потребности, как правило, относятся к первым 5 стадиям. Человек мотивируется недостатком чего-либо – мне что-то нужно и я должен это получить. Это дефицитарная потребность. Первые 5 типов потребностей – дефицитарные.

Затем, начиная с этой более высокой волны, люди действовали не из чувства недостатка, а из чувства наполненности. Это чувство изобилия и достатка настолько переполняло их, что они хотели двигаться дальше. Это совершенно другой вид мотивации. В определённый момент он разделил их на потребности и метапотребности, дефицитарные потребности и потребности бытия. Он продолжил изучение этих бытийных потребностей и обнаружил, что это более высокие потребности самоактуализации и самотрансцендентности. Маслоу посвятил этому блестящему исследованию последний период своей жизни.

Его современник Клэр Грейвз занимался изучением линии ценностей. В итоге, Грейвз обнаружил 8 основных волн развития. Из этих восьми наивысшие две (соответствующие нашему интегральному уровню) он назвал вторым порядком. Все, что ниже (соответствующее нашим 5 уровням до плюралистического), он назвал первым порядком состояния. Между первым и вторым порядком, или между плюралистическим и интегральным уровнями – «большой скачок».

Он отметил две вещи, связанные с этим моментальным скачком. Одна состоит в том, что страх – во всех сферах – уменьшается, причем значительно. И это просто поразительно. Второй момент, отмечаемый при переходе от уровня 5 к уровню 6 — происходит естественное признание самоценности первых пяти уровней. Вот почему следующий уровень называют интегральным. Интегральная волна – это, по сути, первая волна, позволяющая плюралистической волне быть плюралистической, рациональной волне быть рациональной, конформистской волне быть конформистской, эгоцентрической волне быть эгоцентрической и архаической волне быть архаической. Она не выступает против остальных систем ценностей, а позволяет им быть самими собой.

Если взять человека на интегральном уровне (мы называем его шестой волной) и поместить его в одной комнате с представителями постмодернистского, модернистского и традиционного уровней, у вас соберётся 4 человека четырёх разных уровней. Скажем, вы задаёте им вопросы, и каждый из них высказывается. Представители традиционного, модернистского и постмодернистского уровня будут очень негативно отзываться друг о друге. Постмодернисты презирают модернистов. Модернисты относятся с большим недоверием к традиционалистам. Традиционалисты считают, что и модернисты и постмодернисты отправятся в ад. Вы дадите им возможность общаться, но в конечном счёте они начнут действовать друг другу на нервы.

Если вы спросите их, что они думают о представителе интегрального уровня, ни один из них не скажет о нём ничего плохого. Возможно, они и не будут считать его или её самым замечательным человеком в мире, но отнесутся к нему вполне нормально. «Это вон те двое сводят меня с ума». Клэр Грейвз назвал интегральный уровень «универсальным донором», потому что он относится с вниманием и уважением к каждой системе ценностей в равной степени, без предпочтений.

Очень интересен этот моментальный скачок. Моё собственное теоретическое объяснение такому сдвигу и тому, что предопределяет переход от дефицитарных потребностей к потребностям бытийным, такое: человек постепенно освобождается от более мелких самоопределений. Это означает постоянное обретение более всеобъемлющей тождественности со всё большим числом вещей и явлений во Вселенной, во всём Космосе. И однажды происходит этот невероятный скачок. Грейвз обнаружил, что, когда люди переходят от первого порядка ко второму порядку, они больше не отождествляют себя только с человеческой личностью. Они чувствуют, что являются частью очень большого, систематического целого. Люди на этом уровне развития начинают говорить что-то вроде: «Земля – это организм с единым сознанием, и я един с ним». Примерно такие вещи звучат из их уст.

Страх уходит, потому что люди в меньшей степени стремятся отождествлять себя с их индивидуальным «я». Ведь страх, это когда Вы думаете: «Я боюсь, что что-то произойдёт со мной». Но когда ты одно целое со всем во Вселенной, на этой стадии нет никакого страха, потому что нет ничего за пределами тебя, что могло бы причинить тебе вред.

Окончательное освобождение от страха Дзен называет «сбрасывание тела/ума». Это известный коан, означающий осознание того, что ты – не твоё тело или разум. Это объекты, которые ты можешь видеть, а значит, они не являются Свидетелем, они — не ты. Они не являются нерождённым изначальным лицом, которое и есть твоя истинная сущность.

Скачок от первого ко второму порядку представляет собой сбрасывание категорического отождествления себя с человеческой личностью. Она по-прежнему есть. Ты знаешь, где находится твое тело. Если кто-то говорит тебе «Привет, Кен!», ты отвечаешь... Но я не об этом. Просто появляется доступ к этому всё более обширному, глубокому, непреходящему измерению осознанности, которое выходит за пределы личности, и поэтому некоторые называют её трансперсональной (надличностной).

В результате появляется то самое дружелюбие по отношению ко всем предыдущим уровням развития, хотя уровни первого порядка друг друга недолюбливают. Они просто не ладят между собой. Все они считают, что их подход – единственно правильный. Когда постмодернистские плюралисты включают всех, они не хотят включать капиталистов, фундаменталистов, патриархальные общества. Они хотят исключить столько же, сколько и все другие волны первого порядка.

Только на интегральном уровне  начинаешь обретать это поистине необычайное сострадательное отношение к миру, позволяющее более ранним уровням быть именно такими, какие они есть. Это было случайно обнаружено в ходе исследований, проводимых рядом ученых-девелопменталистов. Их данные мы помещаем в более широкие рамки, и они обретают смысл во всем, о чём мы говорим. Но основывается это на строго научных исследованиях. Всё это очень интересно. И я в восторге от происходящего.

– Вот ты говоришь об уменьшении страха. Меня это заинтересовало, потому что в  тех людях, которых я считаю интегральными, а также в себе, я всё равно наблюдаю немало страха. Это наводит на мысль, что этот скачок не происходит полностью за один раз, ты не можешь на 100% справиться со страхом.

– Всё верно. Также необходимо знать, что было до этого скачка. Всё могло бы быть намного более устрашающим… это, конечно, пугающая мысль, но тем не менее... Отслеживать всё это придется довольно долго. Опять же, по сути, нужно смотреть на уровни и линии. Потому что там, где есть самоопределение – там присутствует страх. Вот природа возникновения страха. Ты защищаешь что-то от опасности, страдания, боли, стыда и всего прочего. Но чем больше освобождаешься от разделяющих самоопределений, тем меньше боишься.

У нас у всех были подобные переживания – мы чего-то очень боимся и не хотим ударить в грязь лицом. А когда всё закончено, вздыхаем с облегчением. Это довольно интересно. То, чем ты на самом деле являешься – эта великая я-естьность, этот пустой Свидетель – никогда не поддаётся воздействию. Поэтому все наши страхи, в конечном счете, испаряются, когда мы проходим через них. Ты по-прежнему есть. Даже смерть не затрагивает я-естьность. Люди, побывавшие в состояниях, близких к смерти, осознают, что их истинная суть неподвластна смерти. Их страх исчезает очень быстро. Можно назвать это чем-то вроде третьего порядка.

У тех людей, которых ты считаешь интегральными, сдвиг мог и не произойти сразу во всех способностях, линиях и аспектах. Но если они действительно в некоторой степени интегральны, изменения, несомненно, происходят, особенно если проводить сравнения с предыдущим состоянием.

– Если страх уходит – это прекрасно.

– Да, это действительно хорошо.

На этом завершается четвертый сеанс «Космического Сознания» с Кеном Уилбером. Продолжение нашей беседы — в пятой части.



[1] Духкха (Duhkha) — (санскрит) Страдание. Беспокойство. Волнение.

 

[2] Бардо — в буддизме: промежуточное состояние, буквально, «между двумя». На Западе к понятию «бардо» относят обычно только первые три фазы, то есть состояния между смертью и перерождением.

Last modified: Sunday, 6 January 2013, 10:23 PM
Skip Comments

Comments

Skip Поделитесь с друзьями

Поделитесь с друзьями

Skip ВКонтакте

ВКонтакте

Skip FACEBOOK

FACEBOOK

Skip Twitter

Twitter

Skip Куратор проекта

Куратор проекта

Анатолий Баляев

Бизнес-тренер, коуч, писатель

Персональный сайт

 

Skip Счётчики

Счётчики

Яндекс.Метрика

Skip Navigation