louis vuitton taschen outlet lancel pas cher louboutin outlet uk canada goose udsalg canada goose udsalg sac goyard pas cher moncler outlet Monlcer Outlet parajumpers dame salg Canada Goose Pas Cher louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Moncler Outlet goyard replica Ralph Lauren pas cher Canada Goose Outlet polo Ralph Lauren pas cher Moncler Jakker Udsalg moncler pas cher Parajumpers Jakker Udsalg Ralph Lauren pas cher Parajumpers Pas Cher louis vuitton replica Moncler Jas Sale Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Femme Pas Cher Canada Goose Outlet Louboutin pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher chloe replica goyard replica Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet
Космическое сознание: Текстовое содержание шестого диска

Космическое сознание

Текстовое содержание шестого диска

KOSMIC CONSCIOUSNESS by Ken Wilber, 2004                                      ДИСК ШЕСТОЙ

Драгоценная возможность человеческого рождения

1. Введение

2. Восходящие, нисходящие и недвойственные духовные ориентации

3. В чем цель человеческого развития?

4. Реализация "Одного вкуса"

5. Драгоценное человеческое рождение

6. Семь чакр и их связь с состояниями и стадиями

7. Что происходит, когда умирает просветленный

1. Введение

Sounds True представляет шестую сессию «Космического Сознания»  с Кеном Уилбером – «Драгоценная возможность человеческого рождения».

(это идиома из буддистских текстов)

2. Восходящие, нисходящие и недвойственные духовные ориентации

- Итак, мы рассмотрели базовую модель интегральной системы.

- Я взволнован даже больше, чем человек может себе позволить.

- И кажется, что в нашей беседе, по крайней мере, пока, акцент делался на восходящую направленность. Я знаю, что в своей работе ты акцентируешь то, что мы и поднимаемся и спускаемся. То есть модель должна включать как восходящий, так и нисходящий компоненты. Не мог бы ты объяснить это?

- Да, конечно. Если внимательно посмотреть  на духовную ориентацию человечества за несколько тысяч лет, мы непременно обнаружим два (максимум три) основные религиозные или духовные направления. Конечно, это очень широкое обобщение, но, тем не менее, очень интересное.

Первое направление ищет спасения на Земле. Второе обретает спасение на небесах. А третье находит спасение в союзе первых двух, что довольно интересно. Безусловно, есть много вариаций этих трех видов. Я буду использовать несколько терминов, характеризующих эти три подхода, хотя не стану, пожалуй, раскладывать всё по полочкам.

К примеру, если я называю первый подход язычеством, это не означает, что все язычники являются представителями только этого направления. Многие из них представляют также и другие подходы. Но первый подход – это то, что мы называем язычеством, и оно подразумевает прославление тела и жизни, Земли и земной жизненной силы. В этом и заключается духовная жизнь. В такой религии грехом считается всё, что приносит вред жизни, Гее,  Земле, телу, плодородию или изобилию в целом.

Такими были самые ранние типы религий, которые существовали, как правило, в архаической и магической эпохах. Повторюсь, это не означает, что всё в то время было архаическим или магическим. Было много глубоких шаманских представлений об изменённых состояниях, о которых мы говорили – грубом, тонком и каузальном состояниях сознания. Но общая направленность заключалась в следующем: чем больше почитаешь землю, тем больше  получаешь духовной осознанности.

Начиная с так называемого периода «осевого времени» (примерно 6 в. до н.э.), в Греции и других западных странах, а также на востоке, где обнаруживается та же ориентация, происходит почти полное изменение взглядов на то, что составляет духовную, осознанную жизнь, или жизнь, в которой есть и максимальная свобода, и максимальная полнота. И, как правило, эти религии были почти полностью трансцендентальными.

Итак, первое направление превозносило тело, жизнь,  землю. Второе направление — трансцендентальное. Царство Божие не на этой земле, не в этом теле, не в этой жизни, не в твоей жизни. Это ориентация на абсолютно другой мир, в отличие от первой, полностью ориентированной на земную жизнь.

Многое из традиций, которые считаются действительно великими и влиятельными, склонно к такой восходящей направленности. Это, конечно же, такие известные нам монотеистические религии, как иудаизм, ислам и христианство. Многие традиции по всему миру имеют очень сильную восходящую направленность на мир иной на Небесах.

Архетипические формы этой чисто восходящей духовности можно обнаружить в Индии — в ранних формах йоги и раннем буддизме, который, по сути, уравнивает весь явленный мир Геи, чувств и тела с так называемой Сансарой, то есть иллюзорностью сущего,  обособленностью и страданием. И осознание этого есть нирвана, чистое, лишенное форм пространство совершенно иного мира. В нирване не существует никакой проявленности. На самом деле нирвана очень похожа на состояние глубокого сна без сновидений, о котором мы говорили, состояние, не имеющее формы само по себе.

Основная цель жизни состоит в том, чтобы выбраться из этой жизни, вырваться из круговорота перерождений, то есть возвращений на землю. Земля в лучшем случае является взлетной полосой, стартовой площадкой реальной жизни, которая происходит в другом месте, в пространстве, не имеющем форм, или на настоящих небесах.

Таким образом, традиционные восходящие религии обычно не очень дружелюбны ни к земле, ни к телу. И, как правило, являются в некоторой степени пуританскими и репрессивными. Поскольку это происходило в то время, когда в общественной сфере доминировали мужчины, и поскольку в рамках этих религий мужчины пытались подавлять свою сексуальность, они винили женщин за то, что те являются сексуальными объектами. И поэтому женщины в этих обществах считались главным грехом, являлись частью мира греха, страдания, обособленности, смерти и так далее. Вспомним Еву, которая дала Адаму яблоко и заставила его согрешить, –  вариаций на эту тему можно достаточно найти по всему миру.

Поэтому все эти религии, как правило, достаточно патриархальны, также как предыдущие языческие религии матриархальны. Последние, по крайней мере, очень доброжелательно настроены по отношению к Великой Матери или Матери-Богине, в то время как восходящие религии больше направлены к Богу-Отцу, который находится на небесах или, скажем, в возвышающейся области, не имеющей формы.

Один из интереснейших моментов относительно как восходящих, так и нисходящих религий состоит в том, что каждая из них является представлением другой о грехе. Это довольно любопытно. Для человека, идущего по восходящему пути, для того, кто поднимается (трансцендирует), любое восхваление земли, тела, секса и сексуальности, чувственности – это то, что привязывает к Сансаре. Всё это иллюзии и скверна. Человек должен подняться над ними, преодолеть их.

Для язычника, который прославляет жизнь, в таком случае настоящим грехом является подавление, отрицание земли, жизни и жизненной силы. Поэтому для нисходящего восхождение является главным грехом. Для него это очень серьезный проступок. И спасение требует возвращения на Землю, воскрешения тела. Но именно это является грехом для того, кто хочет восходить.

Есть и немало исключений…  Но как минимум, с исторической точки зрения, начиная примерно со 2-го столетия н.э., происходит новая великая революция в представлениях о духовности. Это знаменует третий основной тип, о котором мы говорили. Его часто называют недвойственным типом, а иногда тантрической направленностью.

В традициях недвойственности полная осознанность обретается в абсолютном принятии земли и небес, или пустоты и мира формы, или нисходящего и восходящего потоков. Первым по настоящему значимым, (хотя есть много мнений на этот счет), но, безусловно, одним из самых значимых представителей буддистской традиции на Востоке был философ и мудрец, известный под именем Нагарджуна, который нашел фундаментальный ответ в рамках буддистской школы Махаяны. Это была великая школа буддизма, которая возникла из более раннего буддизма Тхеравады (Хинаяны), и со временем дала начало таким формам буддизма как Дзен, тибетский буддизм, Ваджраяна и так далее.

Это фундаментальное откровение состоит в том, что сансара и нирвана не являются двумя отдельными понятиями. То, что мы называем сансарой, не отличается от нирваны. А то, что мы называем нирваной, не отличается от сансары. Чаще это формулируется следующим образом: пустота есть форма, а форма есть пустота.

Это не просто теоретическое положение. Это фактический опыт пробуждения. Мы уже немного говорили об этом, когда давали некоторые инструкции для внутреннего Свидетеля. Допустим, прямо сейчас в своем осознании ты замечаешь, что в сознании возникают объекты – возникают и плывут облака, проносятся мысли, – а в теле появляются ощущения. Всё это объекты для Свидетеля, которым ты являешься. И это – наблюдение за самим собой, потому что Свидетель знает о мыслях, но сам не является этими мыслями. Он осознаёт чувства, но не является этими чувствами. Он знает про облака, но не является облаками. Наблюдатель пуст. Он не имеет формы. У него нет абсолютно никаких признаков, но он осознаёт весь этот явленный мир форм.

Один из способов различить эти три религиозных направления, которые мы обсуждаем – это посмотреть на мир форм, – будь то тело или природа, облака или небо, – то есть на Гею. Если ты считаешь, что это и есть высшая реальность – тогда имеет место языческая ориентация или нисходящая ориентация. Это направление прославляет землю.

Если же ты думаешь, что высшей реальностью является чистый Свидетель, трансцендентальное «Я», не обладающее никакими качествами, тогда ты, скорее, стремишься к восходящей религии. Ты отождествляешь себя с сознанием, а не с объектами в нём. Ты отождествляешь себя с чистым, трансцендентальным, пустым «Я», которое является нирваной. Тем самым ты стремишься к состоянию осознанности, в котором не может быть никаких возникающих объектов. Это классическое полное погружение в непроявленное или «нирвикальпа самадхи» – высшая форма экстатического сознания, которая является конечной целью восходящих религий, безусловной целью в буддизме традиции Тхеравада и в йога-сутрах Патанджали.

Если же ты сидишь и переживаешь опыт, который мы обсуждаем – ты осознаёшь и Наблюдателя, и  объекты, возникающие время от времени в сознании. И вдруг ощущение Свидетеля, стоящего позади, исчезает, и ты становишься единым со всем, что ежемоментно возникает, и ты по-прежнему испытываешь чувство свободы и безграничности – тогда это пример состояния недвойственности. Это союз пустоты, или «Я», присутствующего здесь, со всем проявленным, оформленным сущим. И оно уравновешивает обе стороны уравнения. Потому что, с одной стороны, переживается единство со всем сущим, и тем самым почитается земля. Но оно также покоится в пустой свободе, что является трансцендентальным Свидетелем «Я», и тем самым почитаются небеса, нирвана или аморфность. Союз пустоты и формы называется недвойственностью.

И даже если это ощущение вовлеченности и осознанности будет совсем мимолетным, для его достижения и закрепления потребуются месяцы и даже годы медитации. Великие традиции недвойственности или тантрические традиции пытались объединить сознание, представляющее собой чистую пустоту, со всем оформленным, то есть с землёй, сексуальностью; объединить грубое, тонкое и каузальное тела. Это третье направление демонстрирует попытку связать воедино восходящий и нисходящий потоки в недвойственный или тантрический союз. Вот что я обычно подразумеваю под восходящим и нисходящим. И, несомненно, мы должны попытаться восславлять обе эти стороны.

Итак, нисходящее направление рассматривает проявленный конечный мир, который возникает из момента в момент, как конечный путь к спасению. А восходящее направление, напротив, предлагает выбраться отсюда и устремиться к более и более высоким уровням и состояниям сознания до тех пор, пока не достигнешь  растворения в непроявленном, бесформенном, нирвикальпе или нирване, чистой осознанности, где нет объектов, - называйте как хотите. Этот восходящий поток пытается уйти от земли, тела, секса и так далее.

А вот недвойственное течение настаивает на движении в обоих направлениях, - восходящем и нисходящем. Нельзя стать недвойственным, если бегаешь по кругу, охваченный чувствами, объятый сексуальностью и всем земным. Это язычество. Такой подход не может быть недвойственным. Чтобы достичь недвойственности, сначала нужно погрузиться в состояние отсутствия форм. Иными словами, подняться и выйти за пределы проявленного мира и найти пустое пространство свободы, безграничную осознанность, лишенную форм, которая предшествует выражению. Мы уже говорили о том, что она предшествует Большому взрыву и любой проявленности вообще.

Такое постижение или открытие аморфного, бесконечного мира является фундаментальной беспричинной основой недвойственного подхода. Нужно освободиться от объектов, чтобы затем вернуться и слиться с ними в чистом союзе. Потому что иначе, если ты застреваешь в объектах, тогда ты просто попадаешь в зависимость от них. Это не есть недвойственное состояние. Это привязанность, рабская зависимость от влечений. Ты не един с небесами и землёй, а зациклен, привязан, зависим.

Поэтому важны оба движения. Путь к недвойственности – это  восходящее движение к аморфному, непроявленному пространству пустоты, а затем единство с миром форм, его слияние с этой пустотой. Таким образом, восходящее и нисходящее движения важны в равной степени.

- Мне кажется, я запуталась в понимании поэтапного развития (которое явно представляет собой движение вверх) с точки зрения этих трех направлений. Как же быть с нисходящим потоком?..  Может быть, я беру две разные модели и пытаюсь совместить несовместимое?

- Да,  и это неудивительно. Потому что мы обсуждаем вопрос на начальном, вводном уровне. Я провел много разграничений, но ты указала на ещё одно важное различие.

Мы приводили разные значения «духовности». Одно из них говорит о том, что духовность в действительности поэтапная концепция. К примеру, 7 чакр – это классический пример поэтапной концепции, где с каждой чакрой повышается уровень осознанности или расширяется состояние сознания. В этом смысле мы используем каждую чакру на какое-то мгновение. Это и есть восходящий поток. И восходящий поток означает, что Кундалини начинается в основании позвоночника, в материальной или первой чакре, корневой чакре. Здесь происходит отождествление с материей.

Затем по мере твоего пробуждения поток движется через вторую, третью, четвёртую чакру и так далее, не жестким последовательным образом, а плавно растекаясь, расширяя энергию и сознание. Это восхождение, прямой восходящий поток. Если просто следуешь этому потоку, тебя поглощает сахасрара, седьмая, коронная чакра, поглощает это светящееся блаженство и освобождение, не имеющее формы. Именно оно и составляет цель данного пути.

Но традиции недвойственности иногда довольно буквально говорят: «Теперь, когда ты сделал это – нашел светящийся, безграничный, не имеющий формы источник блаженства и пустой ясности, привнеси его в проявленный мир». Иными словами, теперь ты должен наполнить нижние чакры этим бесконечным сознанием, светом и блаженством.

Существует разные техники для  привнесения света через чакры в тело, в земное, в чувственность и сексуальность. Это своего рода механистический подход. Но в некотором смысле к этому и сводятся восходящий и нисходящий потоки и поэтапная последовательность.

В некоторых традициях есть стадии медитации, где сначала учатся отстраняться от чувств, а потом вновь обретать их. В таких случаях это можно воспринимать как восходящую и нисходящую серию компонентов духовной практики. В реальной жизни они обычно происходят одновременно.

Опять  же, приведу чисто «механический» пример. Предположим, ты интенсивно работаешь над чакрами, и уже дошел до пятой. Вот что происходит в твоем теле: энергии сознательно поднимаются к пятой чакре, а также спускаются с пятой чакры вниз. Оба потока можно уравновесить. Доступа к 6 и 7 уровням не будет, пока эти чакры не будут основательно проработаны, пока не достигнешь постоянного результата. Но восходящие и нисходящие энергии или потоки движутся в любом случае. И как я уже говорил, этот процесс не строго последовательный, механический.

Другое определение духовности, о котором мы говорили, состоит в постоянстве, вездесущности состояний и тел сознания – грубого, тонкого и каузального, или бодрствования, сновидения и глубокого сна. Некоторые духовные традиции говорят об этих состояниях и с точки зрения восходящего и нисходящего потоков. Это немного сбивает с толку, потому что речь не о тех стадиях, какие были в чакрах. В данном случае, каждый раз, когда тонкая энергия, например, спускается в грубый мир, это нисходящее движение не зависимо от того на какой вы стадии развития.

Три основных состояния – грубое, тонкое и каузальное – являются непреходящими. И поэтому в этих состояниях можно почувствовать, как грубый импульс переходит в тонкое и далее расширяется до каузального. И, наоборот, каузальное может спускаться в тонкое, а затем в грубое. О таких изменениях тоже говорят в терминах восходящих и нисходящих энергий.

В некоторых традициях, таких как у Ауробиндо, основная часть духовного пути на самом деле начинается с нисхождения энергий из этих высших состояний или сфер, со спуска сверх-разума, или даже некой более высокой сферы в тело для его перенастройки, после чего можно начать уровневую практику более эффективно.

Таким образом, энергии и развитие – это не улица с односторонним движением, не строгая последовательность механических действий. Но в целом, восхождение разворачивается в направлении материя- тело- ум- душа- дух, а нисходящий поток движется от духа к душе, к уму, к телу, к материи. Традиции недвойственности хотят, чтобы происходило и то, и другое.

Таким образом, мы не хотим идти только в одном направлении и прославлять его конечный пункт. Мы хотим поддерживать циркуляцию всей жизненной энергии. Для этого существуют специальные упражнения – нисходящее дыхание  вдоль передней линии тела и восходящее вдоль позвоночника, например.

Тем не менее, удивительно наблюдать за всей историей человеческой духовности и видеть как враждуют сторонники восходящей и нисходящей направленности. Эта война продолжается 3000 лет, и они по-прежнему нападают друг на друга. Они недолюбливают друг друга и по-прежнему называют грехом то, что делает другой. На сегодняшний день мы наблюдаем много таких случаев. Сейчас проводятся соответствующие исследования,  ориентированные в хорошем смысле на Гею, восхваляющие Землю нисходящих религий.

Этому служит ряд причин. Одна из них – экологическая катастрофа на Земле, – нам требуется больше божественного сознания! Вторая причина – большинство традиций на Западе, которые относятся к восходящему типу, считают, что Царство Божие не на этой земле. Отсюда мы имеем пуритански ориентированную духовность. Это духовность, восхваляющая не жизнь, тело и землю, а отрицание, подавление, духовность, приносящую страдание жизни, телу и земле. И таким образом происходит восстановление равновесия сил.

Лично мне не нравится, когда духовность, ориентированная на Гею, заходит так далеко, что «теряет» восходящий, трансцендентальный поток. Поэтому в ней нет истинного понимания свободы и пустоты в нерождённом, бесформенном, непроявленном мире. Этого вы не найдете в языческих направлениях.

- Но ты говорил, что, несмотря на уровень развития и независимо от стадии развития, на которых находишься, ты будешь испытывать восходящие и нисходящие потоки.

- Да, верно. Так, интегральная теория, среди прочих, пытается соединить состояния сознания и стадии осознания воедино. Если внимательно рассмотреть концепцию поэтапного развития и некоторые линии развития, о которых мы говорили, то независимо от стадии, на которой находишься, ты имеешь дело с восходящим и нисходящим потоками этой стадии. Другими словами, они явно проявляются в твоем телоуме. Их можно отслеживать,  чувствовать, видеть. Есть и более высокие энергии и потоки, которые происходят на более высоких стадиях. Но сейчас они неподвластны твоему сознанию. Почувствовать их можно лишь на краткий миг, как преходящее состояние, но не в качестве постоянно обретённой стадии.

Мы говорили о семи основных стадиях развития. Как пример можно вспомнить чакры. Если твой «центр тяжести» находится на мифологическом уровне 3 (стадия 3), то твои потоки — от первой ко второй чакре, от второй к третьей, и обратно. Они по- прежнему циркулируют в твоем телоуме. И эти потоки можно при желании осознанно контролировать, - управлять ими, работать и практиковать с ними.

И тебе по-прежнему (постоянно, 24 часа в сутки) доступны грубое, тонкое и каузальное состояния. Только по мере продвижения, когда «центр тяжести» переместится в стадию 4, затем в стадию 5 и стадию 6, ты получаешь все больше и больше циркулирующей восходящей и нисходящей энергии, которые становятся осознанно доступными тебе на постоянной основе.

3. В чем цель человеческого развития?

- Поскольку модель Кена для меня сложновата, я уже призналась в своей недалекости ?. Мне кажется, что на данный момент мне полезно послушать, в чём же заключается цель человеческого развития, исходя из карты, которая у нас есть. Сейчас я тем более не могу сосредоточиться на восхождении по стадиям развития, потому что одновременно у меня происходит и нисходящее течение.

В чём же цель человеческого развития? Я знаю, что я должна быть интегрально информирована. Это я усвоила. Я собираюсь стать интегрально информированной. Это значит, что я смогу говорить обо всём в терминах секторов, линий, уровней. Я поняла это. Но в чём цель моего собственного личного развития?

- Цель в том, чтобы максимально  уравновесить и гармонизировать всё, что у тебя есть. Чем лучше у тебя получится уравновесить то, что уже присутствует в твоей жизни, тем меньше будут твои страдания. И тем больше ты сможешь взаимодействовать с другими людьми, чтобы помогать уменьшить их страдания, т.к. ты являешься максимально уравновешенным и целостным для своей стадии развития и жизненного этапа.

Здесь имеются в виду два аспекта. С одной стороны, это принятие себя таким, какой ты есть. Для этого нужно больше прислушиваться к себе, не заниматься самообманом и не скрывать какие-то свои стороны. Второй аспект — это принятие и уравновешивание всего, что присутствует в твоей жизни на данный момент. Однако необходимо помнить о возможности дальнейшего развития, о своем более высоком потенциале. Если сделать осознанный выбор, этот потенциал можно развить.

Интегральная карта помогает  справиться с обеими задачами. Она говорит: смотри – вот какие варианты возможностей описывает  история человечества за несколько тысяч лет. Создание такой сводной карты может помочь сориентироваться  в том, где ты находишься сейчас в своём развитии, а также укажет на более высокие состояния и стадии, которые можно было бы достичь.

Хотя я не стал бы называть это целью… Существование в твоей жизни стадий развития – это просто факт. Есть направление движения; стадии не путаются в движении вверх и вниз, направо и налево. Они остаются стадиями и никуда не исчезают. И они по-прежнему важны, особенно когда дело касается нравственного развития и межличностных отношений. Потому что, как мы уже знаем, уровни переходят от эгоцентрического к этноцентрическому, затем к мироцентрическому, и так далее. Цель состоит в том, чтобы больше людей продвинулось от этноцентрического к мироцентрическому уровню. Вот подлинная цель.

Однако, я не хочу говорить это людям, потому что они должны сами выбирать, - развиваться или нет. Я не хочу никому ничего навязывать, говоря: «Ты должен развиваться, ведь есть ещё 4 или 5 стадий или уровней выше твоего. Ты должен развиваться!». Я бы не хотел говорить что-то такое. Но в целом – да, идея в том, что мы хотим попытаться увеличить свою способность к осознанию, состраданию и заботе. Исходя из доступных нам фактов, наилучший путь к этому — расти и совершенствоваться по разным линиям развития, включая нравственное и межличностное.

В более широком смысле, цель, безусловно, в том, чтобы расти и развивать способность к состраданию и осознанию. В конкретном случае с отдельно взятым индивидуумом — это значит быть дружелюбно настроенным к самому себе, и неважно, на каком уровне. Есть вещи, которые возможны только там, где ты сейчас есть, и они сделают твою жизнь максимально полной и совершенной именно на данном этапе.

Сюда входит и освоение трех важных состояний сознания, о которых мы говорили. Для этого есть специальные практики. Если нужно наладить контакт с теми сторонами самого себя, с которыми у тебя, возможно, не всё ладно, помогут различные виды терапии. Это могут быть разные формы межличностных отношений, общественная работа и многое другое, - полезное для тренировки способностей тела-разума.

- Я, конечно, не ожидала, что ты скажешь «сбалансируйтесь и гармонизируйтесь на своей текущей стадии». Я думала, что вместо этого ты собираешься сосредоточиться на цели вроде Космического Сознания.

- У меня для тебя две новости – хорошая и плохая. Когда имеешь дело с концепцией стадий, конечная цель – призвать людей расти и развивать свои способности. Но эта цель терпит фиаско, если представить  концепцию стадий на конкретном человеке. Предположим, что по семиуровневой шкале чакр его «центр тяжести» находится на уровне 2 (преувеличим для примера). Что в результате? Человек чувствует себя ужасно. Он чувствует себя на задворках общества.

- Может быть, это его вдохновит?

- Возможно, и мы ещё вернёмся к этим здоровым, сильным душам. Но я говорю о большинстве людей, которые чувствуют себя ущемлёнными. Они чувствуют себя подавленно, чувствуют осуждение. Им это не нравится. И если в результате мы получаем  такую реакцию, то концепция стадий вообще не сможет помочь им развиваться. Если интегральная карта раздражает, её пошлют куда подальше. А это не очень действенный способ.

Так что на самом деле с картой можно работать в двух направлениях. И я искренне придаю значение обоим. Мы уже использовали некоторые термины раньше… Так что один аспект, назовём «горизонталью здоровья», подразумевает интеграцию всего, что есть на вашем уровне. Это означает обретение равновесия и гармонии на той стадии, на которой сейчас находишься. Другой аспект назовём «вертикалью здоровья». Это значит расти и максимально развивать свою способность к заботе, состраданию и осознанности. Здесь нужна практика на протяжении многих лет,  Воскресным семинаром не обойтись, - этому себя нужно посвятить.

Если человек воодушевляется и хочет расти, он говорит: «Я действительно хочу сделать это! Возможно, я нахожусь на втором или третьем уровне, но я очень хочу развиваться и эволюционировать к постоянным проявлениям высших состояний и стадий». На что я отвечу: «Замечательно!» Является ли этой конечной целью? – Да, это конечная цель, при условии, что ты хочешь попытаться развить свой потенциал. И в то же время – нет, если будешь обвинять себя и отчаиваться из-за того, что оказался на невысоком уровне по чьей-то шкале развития.

Что можно сделать? Можно поближе познакомиться с тремя высокими состояниями или мирами – грубым, тонким и каузальным – с помощью всевозможных практик. Можно много чего сделать, чтобы уравновесить и гармонизировать свою жизнь на любом уровне. Можно сбалансировать секторы и получить доступ к состояниям вне зависимости от своего уровня. Всё это входит в горизонталь здоровья.

Она очень важна, потому что горизонтальное движение еще и основа вертикального развития! Если хочешь расти, нужно координировать свои действия там, где находишься и объединить все ресурсы на своём уровне. Таким образом, горизонтальное здоровье – то есть принятие себя, доброе отношение к себе, обретение гармонии и мира, на какой бы стадии ты ни находился – это очень важная часть системы. И еще кое-что. Если хочешь вертикального роста — развивайся. Есть очень много способов осуществить это.

В момент окончательного осмысления достигается Космическое Сознание, состояние недвойственной осознанности, о котором мы говорили. Это означает, что пустота и форма едины, или что твое сознание едино со всем сущим и происходящим. Это означает, что твоя фундаментальная естьность, я-естьность в данный момент является всем тем, что возникает каждую минуту. Мир пустоты и мир формы едины в твоем конкретном случае.

Это не постоянная, неизменная точка, потому что мир форм сам по себе продолжает расти и эволюционировать. Так что Космическое Сознание, в каком-то смысле, не является предельной точкой Омега. Есть люди, которые достигли понимания недвойственности и имеют к нему более- менее постоянный доступ так же, как, скажем, мы имеем доступ к лингвистическому пониманию. У нас есть доступ к лингвистическому пониманию в любое время, когда хотим.

- Большую часть времени.

- Верно, большую часть времени. По понедельникам и вторникам я обычно этот доступ теряю ?.

Человек, который постоянно пребывает в пробуждённом состоянии, имеет такой же доступ к недвойственной осознанности, какой обычный человек имеет к лингвистической осознанности. Она просто есть, ты осознаёшь её. Но это не закреплённое состояние, потому что форма, с которой ты един, постоянно меняется. Можно было находиться в состоянии недвойственной осознанности 2000 лет назад, но мир формы, с которым ты един, выглядел бы совершенно иначе, чем сегодняшний. Нет никакой «структуры», по которой надо просто подняться до седьмого уровня и всё, готово!

На самом деле, чем больше формы возникает, тем более вероятность, что в непроявленном мире появится восьмая стадия, а через тысячу лет – девятая. Проявленный мир непрестанно меняется. Но в любой заданный момент истории, в любой заданный момент времени, если ты един со всей формой, то (на текущий момент!) это предельное состояние, это Космическое Сознание. А это значит, что ты един с секторами, уровнями, линиями, состояниями, типами; но не означает, что у тебя есть конкретное знание о них. Ты просто един с тем, чем они являются.

Классической аналогией служат океан и волны. Мы все представляем собой отдельные волны. Маленькие и большие. Это то, чем является каждая личность – волной в океане. Обнаружить недвойственность, таковость или естьность всего – это всё равно, что обнаружить, что океан мокрый, вода мокрая. Ты можешь быть маленькой или большой волной, но любая волна может обнаружить, что она – мокрая вода. Она может это сделать, потому что так оно и есть. Более того, большая волна не является более мокрой, чем маленькая волна. Все они одинаково мокрые.

Так что предельное просветление – это постижение маленькой волной, что её истинная сущность – мокрая вода, и вот почему она едина со всей водой вокруг. При этом она не знает, что делают другие волны. Она просто знает о воде, которая в равной степени присутствует в каждой волне. Это понятно?

4. Осознание "Одного вкуса"

- На мой взгляд, та часть твоей работы, где ты пишешь  о переживании «одного вкуса» – о «дожде на крыше...» — одна из самых поэтичных, прекрасных и вдохновляющих.  Когда я читаю это, конечно, я чувствую красоту и вдохновение. И думаю: «Я дождь...» С одной стороны, я понимаю, о чём ты говоришь. Но с другой стороны, мне кажется, что на самом деле я не знаю, что значит иметь такой опыт в жизни.

- И многие приходят в замешательство! Единение со всем сущим и происходящим сопровождается парой моментов. Некоторые думают, что одним из таких моментов является утрата личной мотивации: ты не можешь сказать, где твоё тело, где начинается стул, стол и так далее. Границ нет, а если есть, это значит, что происходит вовсе не единение, что сейчас ты в другом состоянии. Это непрерывное расширение границ того, с чем ты себя отождествляешь.

Мы уже рассмотрели, как можно двигаться от эгоцентризма к этноцентризму, и далее к мироцентризму. Человек может отождествлять себя только с самим собой. Затем — с семьёй, с племенем, с нацией. И, наконец, со всем человечеством, со всеми разумными существами. Чувство самоопределения и принадлежности очень гибкое и текучее. Оно может расти и расширяться до тех пор, пока ты не отождествишь себя буквально со всем сущим и происходящим.

В определённом смысле это отождествление с душой всего Космоса. В данном случае мы используем слово Kosmos с буквы K («кей»), а не Cosmos (с буквой C («си»). Слово Kosmos, начинающееся с буквы K, - это древнегреческий термин, который означал всю реальность, а не только физическую реальность, которая обычно передаётся словом Cosmos через C («си»). Kosmos  через «кей» означает совокупность материи, тел, умов, душ и духа. А Космическое Сознание подразумевает единство со всем этим. Оно является структурой, тканью всего сущего.

Еще одно заблуждение  — «я един со всем, значит я знаю всё. Я всезнающий». Это не имеет отношения к тому, что происходит на самом деле. Я могу быть единым с облаком, но я не знаю, сколько оно весит, из чего оно сделано, сколько в нём молекул. Я не имею о нем фактической информации.

То же самое происходит, когда волна обнаруживает свою собственную мокроту, свою структуру, свою естьность. Не обязательно знать абсолютно всё о том, что происходит в океане, за исключением того, что везде одинаково мокро. И это «одинаково мокро» означает «одинаковый дух». В переживании «одного вкуса», осмыслении «одного вкуса» всё в равной степени является таковостью, божеством или богиней.  В этом смысле «мокрота» относится ко всей Вселенной. Так что если ты понимаешь эту «мокроту» здесь и сейчас, тогда ты понимаешь ее на Марсе или на звёздах самых отдалённых галактик.

Это что-то вроде «знания» в кавычках, гнозиса, который приходит с «одним вкусом». Это не знание фактов, не обладание информацией, - это знание бытия. Т.е. это скорее можно почувствовать, чем узнать. Но оно чувствуется безошибочно и непосредственно. У всех нас был подобный опыт.

Кстати, в большинстве традиций утверждается, что высшее переживание «одного вкуса» или недвойственности является четвертым непреходящим состоянием сознания, которое существует на фоне бодрствования, сновидения, глубокого сна, и даже состояния недвойственности, которое по сути включает в себя их все.

Вот ещё одна причина, почему возможно переживать очень глубокий духовный опыт «одного вкуса» или недвойственной осознанности независимо от уровня. Иногда люди стараются быть рядом с теми, кто осознал это. Вот почему они сидят вместе с духовными учителями, которые постигли это состояние. Это заразительно. В некотором смысле от них передаётся некая энергия.

Находясь в таком пространстве, можно войти в резонанс с ними и пережить такой же опыт! Этот опыт можно получить независимо от стадии. И он ускорит твоё развитие по стадиям, поможет продвигаться по ним.

Опять же, это своего рода балансировка окончательной цели. Сначала необходимо уравновесить себя на той стадии, где находишься в данный момент, а затем начать двигаться по стадиям, увеличивая способность к росту и развитию.

5. Драгоценное человеческое рождение

- Я уверена, тебе известно буддистское понятие о «драгоценном человеческом рождении». Мне интересно, что ты думаешь на этот счёт. Есть ли вероятность того, что мы обладаем этим ценным даром, будучи человеческими существами? И как это вписывается в твою модель?

- Да, конечно. Думаю, так оно и есть. В попытке истолковать, что же значит понятие «драгоценного человеческого тела», можно столкнуться с целым рядом проблем. В традициях – например, буддизма – принято считать, что только в человеческом теле можно достичь полного просветления.

- Объясни, пожалуйста: почему только в человеческом теле?

- Так утверждают традиции. И на это есть несколько причин. Но, на мой взгляд, здесь обсуждение становится скользким и неоднозначным, потому что неверной интерпретацией  можно кого-нибудь обидеть.

- Давай кого-нибудь обидим.

- Я попробую вкратце рассказать о каждой из этих причин.

Даже в буддистском пантеоне есть разные сферы бытия. Есть титаны, голодные духи, демоны и так далее. Даже ангелы не могут достичь просветления, ведь они не обладают человеческим телом. Поэтому в буддизме ты не хочешь переродиться на небесах (хотя это лучше, чем переродиться в аду), потому что ты остаёшься там многие тысячи лет, пока не переродишься в «драгоценном человеческом теле» (если повезёт), и только тогда ты сможешь достичь просветления.

Итак, почему только в человеческом теле можно достичь просветления (если это вообще так)? Традиции приводят несколько причин. Одна из них состоит в том, что само человеческое тело — единственная величина, которая заключает в себе как землю, так и небеса. Т.е. человек  способен испытывать небесную осознанность, осознанность-нирвикальпу, или трансцендентальную осознанность. Но для этого он должен пребывать в физическом теле.

По этой причине только в драгоценном человеческом теле можно объединить небеса и землю в недвойственном осознании, или сатори. Ангелы не могут сделать это, потому что не имеют физического тела. А животные не могут, - потому что имеют только физическое тело. То есть животные не могут испытать осознанное постижение, или трансцендентальную, восходящую осознанность. Да, в очень редких случаях это может произойти с ослом, собакой, я также знаю пару червей. Но в основном, такое не случается.

Это одна причина. Другая причина, которую приводят традиции, состоит в том, что сама по себе энергия Кундалини приспособлена только к человеческому телу, поскольку она проходит по всем семи чакрам. И только в «драгоценном человеческом теле» есть  все семь чакр. У животных можно найти низшие чакры; у дэв[1] (духов), ангелов – некоторые высшие чакры. Но все семь чакр одновременно есть только у человека. Что, на мой взгляд, и делает человека таким странным, совершенно испорченным и настолько интересным созданием. Если это правда, мы действительно используем весь спектр — от низшей чакры внизу, до высшей вверху. И при этом мы должны  как-то с собой справляться.

- И друг с другом.

- И это постоянная величина! В нас есть ангелы и демоны, в нас есть змеи и животные. Даже в стволе нашего мозга есть мозг рептилии. В нас есть мозг млекопитающих животных из палеозоя. У нас сложный триединый мозг. Это одна из версий того, что упоминают традиции, когда говорят, что драгоценное человеческое тело содержит всё это в одном небольшом пространстве тела. Наверное, поэтому у нас такой высокий процент специалистов в области психологии и психиатрии. Это не происходит с птицами или ангелами, потому что у них нет такого количества всего на столь небольшой территории.

Я считаю это объяснение довольно удачным. Его можно встретить в самых разных формах. Еще один пример – христианское «слово стало плотью»[2], то есть, по Иоанну, Иисусом из Назарета. Но согласно христианским мистикам, это также относится ко всем тем, кто пробудил свое христианское сознание. «Слово», или «трансцендентальные небеса»,  стало плотью, то есть «языческой землёй». И только в осознанном драгоценном человеческом теле можно обрести союз небес и земли, или пустоты и формы.

Это относится и к экологической осознанности. Обладая «драгоценным человеческим телом», не испорть его. Есть много причин не портить и тела других. Тело требует бережного отношения.

6. Семь чакр, связанные с состояниями и стадиями

- Несколько раз ты упомянул о чакрах и о том, что семь уровней развития, о которых мы говорили раньше,  можно соотнести с семью чакрами. Это немного сбивает меня с толку: как можно соотносить эти семь энергетических центров тела и то, что  традиционно ассоциируется с уровнем сознания? Не мог бы ты связать модель стадийного развития с чакрами? Но прежде всего, что такое чакры для Кена Уилбера?

- Большинство традиций утверждает, что существует примерно от 4 до 7 основных чакр, и без преувеличения десятки, сотни, а то и тысячи второстепенных чакр и потоков тонкой энергии, которые по ним циркулируют. По сути чакры относятся к тонкой сфере. Это центры тонкой энергии, расположенные в драгоценном человеческом теле. Они коррелируют с грубым телом, то есть их местонахождение можно приблизительно определить. Например, третья чакра находится в области пупка, вторая чакра в области гениталий, четвёртая — в области сердца, пятой чакре соответствует горло, шестой — лоб, и седьмой — макушка головы. Таково расположение чакр в грубом теле. Но сами по себе они являются энергетическими центрами тонкого тела, лишь  примерно соотносясь с указанными областями грубого тела.

Эти энергетические центры знакомы большинству людей, потому что энергией, которую они содержат, управляют в акупунктуре. Большинство считает этот вид терапии очень эффективным. Она работает, хотя при этом не имеет дела ни с нервами, ни мышцами грубого тела, по которому протекают потоки энергии. Акупунктура не привязана к анатомии грубого тела человека. Но всё же, она эффективна при болях, при плохом настроении и так далее. Самое простое объяснение этому — потоки тонкой энергии в теле человека, а чакры — это места вхождения, воронки.

Часть чакр соответствует в большей степени состояниям. Другими словами, определённые их аспекты – постоянны и непреходящи. Поэтому даже новорождённый младенец обладает семью чакрами. В нём есть все эти энергии. Они необязательно в полной мере функционируют, но они в нём есть, равно как и триединый мозг, сердце или почки. Драгоценное человеческое тело приходит в этот мир уже наделенное тонкой анатомией.

Но существуют также аспекты чакр, которые напоминают стадии. Они действуют и раскрываются подобно стадиям. И честно говоря, здесь теория очень усложняется, потому что каждая чакра – как стадия – имеет три состояния энергии, - грубое, тонкое и каузальное. О них мы уже говорили ранее: на любой из стадий человек может  переживать эти три состояния. Система чакр выражает собой то же самое: есть 7 уровней, и в каждом из этих семи уровней есть три энергетические системы, проходящие сквозь них, т.е. всего в 21 чакре! Понимаешь, что я имею в виду?

Это очень похоже на матрицу, о которой мы говорили. Поэтому когда разные люди дают упрощённое определение первой чакры, часто эти определения отличаются, потому что на самом деле в первой чакре – три чакры, и во второй чакре – три чакры... Понимаешь, о чём я? В каждой из семи чакр содержится грубая, тонкая и каузальная чакры.

Вообще, если взглянуть на стадийные компоненты чакр, то первая чакра (Муладхара) материальна. Она ориентирована на еду, физическое выживание и так далее. Вторая чакра (Свадхистана) представляет эмоциональную и сексуальную энергию, а также жизненную сила и желание. Третья чакра (Манипура) символизирует силу, целеустремленность и волю (и соответствует эгоцентрическому уровню 3). Далее мы достигаем сердечной чакры (Анахаты) и также находим здесь три сердечные чакры.  Существуют различные их определения, всё зависит от того, какую из трех аспектов чакры выбираешь.

В четвертой чакре мы находим уже не  эгоцентрическую направленность, как раньше, а скорее «сердечную». Человек начинает устанавливать связь с людьми, проявлять заботу, сострадание и интерес не только к себе, но и к другим. Пятая, горловая чакра (Вишудха) относится к вербальному общению, рационализму, и это начало того, что мы называем четвертым уровнем или даже пятым. Чакра характеризуется стремлением к вербальному общению с другими людьми, которые тоже обладают способностью к вербальному взаимодействию; это уже рациональный, то есть более высокий уровень.

Шестая чакра (Аджна) относится к высшим чакрам. Её можно назвать трансперсональной, надличностной, или духовной. Её часто называют «третьим глазом», она имеет дело с интуитивным знанием. Как правило, она координирует и объединяет предыдущие чакры. Поэтому Аджна – интегральная чакра, которую мы ориентировочно называем уровнем 6. И затем, уровень 7 или седьмая чакра, Сахасрара, является коронной чакрой и традиционно это лотос с тысячью лепестков, наполненный светом, любовью, счастьем и блаженством. С точки зрения стадий, это чакра символизирует трансперсональную и духовную сферы.

Также доступны и более высокие чакры. Это скажем где-то от 7 до 12 чакр выше или в пределах Сахасрары. Есть аспекты, которые, опять же, показывают состояние, а не только компоненты стадий. Эти чакры напоминают семь стадий или развивающихся способностей. Они также показывают, что мы обладаем всем: от самого низа – от материи к животному миру, далее к человеку, а от человека к трансцендентальному Богу. Всё включено в нашу анатомию. И это здорово.

- Когда ты заговорил о грубом, тонком и каузальном уровнях каждой чакры, это подсказало мне, как можно применить данную модель чакр. Например, посмотреть на кого-то и сказать «О, его пятая или четвёртая чакра кажутся очень раскрытыми. Но, с некоторыми более низкими чакрами, похоже, есть проблемы». И если рассматривать их с точки зрения состояний, есть ли в этом смысл?

- Ты совершенно верно подметила. Нужно принять в расчет то, что наши три главных состояния  присутствуют в каждой чакре. Не забывай также, что даже те части чакр, которые действительно развиваются, тем самым разворачиваются, открываются. Маленький ребёнок может продвигаться сквозь вторую и третью чакру и отдавать часть этой энергии в осознанность. Мы уже говорили о субличностях. И человек может вполне успешно развиваться и действовать на более высоком уровне, даже имея проблемы с некоторыми способностями более низкого уровня. Такая неравномерность тоже вполне возможна.

Некоторые традиции также признают уровни и линии. В этом смысле через семь чакр проходит когнитивный, эмоциональный и межличностный потоки. Тем самым, в когнитивном плане человек может дойти до довольно высокой чакры, а эмоционально находиться на очень низких чакрах.

Итак, еще раз, поскольку реальность сама по себе довольно сложна, нужно включить в карту достаточно компонентов, чтобы она была полезной, но не чрезмерное их число, иначе она сведет тебя с ума. Нелогично вносить в карту столько же информации, сколько в реальности, иначе такая карта сметёт тебя в саму реальность и в карте смысла не будет. Карта должна быть упрощенной моделью реальности. И таким упрощением являются, например, семь чакр. Но если копать глубже, начинаются проблемы. Исходя из теории, мы обнаруживаем, что каждая чакра сопровождается этими тремя сферами или состояниями. И теперь у нас 21 чакра, и с этого момента всё становится интереснее (то есть сложнее). Теперь территория охватывается намного лучше, но тогда и карта становится большой и громоздкой.

- Когда ты говоришь о чакрах, которые находятся выше семи чакр, расположенных в человеческом теле, меня это тоже интересует. Потому что я знаю одного автора, с которым мы работаем на «Sounds True», который заявляет, что чакры располагаются только в человеческом теле. Мне это кажется немного странным. Как чакры могут находиться только в человеческом теле, если есть чакры, находящиеся выше головы? Насколько я понимаю тебя, здесь грубое тело отступает на второй план, и эти чакры относятся к тонкому и каузальному телу?

- Здесь всё становится намного интереснее. Вот где действительно можно вспомнить грубый, тонкий и каузальный компоненты каждой из семи чакр. Если обратить внимание на грубую, тонкую и каузальную энергии (говоря в общем), а они, как мы говорили, соответствуют трём состояниям – бодрствования, сновидения и глубокого сна, – то эти энергии и тела доступны каждому человеку.

Что касается грубого тела и его физических энергий, очевидно, что наше физическое тело видимо, и его окружают такие энергии, как гравитационная, электромагнитная и так далее. А вот тонкое тело, хотя и привязано к грубому телу (эфирное ли, астральное или психическое), но характеризуется определенной самостоятельностью, оно как бы окружает грубое тело и выглядит как аура. Эту ауру некоторые могут даже видеть. Иногда она распространяется на несколько метров за пределы тела, пульсирует, увеличивается или уменьшается, в зависимости от энергетического состояния человека на данный момент. А поверх него находится каузальное поле. Оно очень-очень тонкое. Оно простирается в бесконечность, не имея границ.

Каждая из семи чакр содержит в себе эти три компонента. В каждой чакре есть грубый компонент – гениталии, или пупок, или сердце. Но помимо него есть и тонкий компонент – энергия,  излучаемая вокруг. Эту энергию, строго говоря, нельзя назвать грубым телом, хотя она, безусловно, является частью нашего организма. Наконец, всё это окружается каузальным полем, и оно, по сути, простирается до бесконечности.

Традиции делают два заявления. На мой взгляд, оба из них в некотором смысле обоснованы, хотя одно из них сложнее доказать. Первое утверждает, что все три энергетических поля в некотором смысле входят друг в друга – одно тело обволакивает другое. Поэтому нельзя утверждать, что тонкая и каузальная энергии – это только грубое тело. В таком случае было бы только грубое тело, без тонкого и каузального. Было бы лишь одно большое грубое тело, которое, наверное, выглядело бы как монстр Халк. Но ведь тонкое тело, пульсирующее вокруг грубого, можно увидеть!

То есть существует не только само физическое тело. Это довольно ограниченный взгляд. Однако нельзя сказать, что тонкое тело «парит» где-то вне грубого. Пока человека жив, оно привязано к физическому организму, к грубому телу. И оно включает в себя тонкую и каузальную энергии. Так, мои тонкое и каузальное тела центрированы в физическом теле и располагаются вокруг него. Моё тонкое тело не сидит на этом стуле, и моё каузальное тело не сидит на этом стуле.

В этой связи многие, кто работает с чакрами, акцентируют эту особенность – привязку к физическому телу, подчеркивая, что тонкие тела существуют и привязаны к физическому телу, а не какие-то абстрактные, метафизические субстанции. Традиции также утверждают, что, когда человек умирает, грубое тело разлагается, и тогда он существует в своём тонком теле или тонкой энергии. Именно это тонкое тело и тонкая энергия переходит от одной жизни к другой. В этом смысле оно не просто прикреплено к грубому телу. Оно выходит за его рамки, в каком-то смысле.

Есть еще, так сказать, окончательная интерпретация. Если мы посмотрим на каузальное тело, которое простирается до бесконечности и, грубо говоря, равно пустоте, тогда оно предшествует Большому взрыву. То есть оно относится к совершенной, аморфной сфере, которая никоим образом не связана с грубой, физической реальностью. Вся физическая реальность исходит из этой сферы, но сама она не ограничивается только грубым телом. Поскольку мы можем зайти довольно далеко в этом вопросе, хочу сказать одну важную вещь — чакры действительно являются частью тела человека. Есть грубое, тонкое и каузальное тела. Они неотъемлемая часть  сущности человека; человек – это не только скелет, кости и видимое физическое тело, в нем есть намного более грандиозная, если угодно, «сияющая» сторона, чем просто физическое тело.

7. Что происходит, когда умирает просветленное существо

- Интересно, что ты упомянул о переходе из одной жизни в другую, потому что об этом я хотела поговорить. Прежде всего, мне интересно, чем, по-твоему, отличается смерть просветлённого человека от смерти непросветлённого человека. Что происходит с ним при переселении души? И что представляют собой эти две разные смерти в терминах тонкого и каузального тел?

- Я могу рассказать в общем, что говорят традиции на этот счёт.

- Кен, ты постоянно ссылаешься на традиции.

- Обычно мы пытаемся прикоснуться к основам, опираясь на мудрость живших ранее гениев.

- Я всегда хотела знать твое мнение. Когда ты с чем-то не согласен, то явно подчеркиваешь это.

- Я всегда так поступаю, потому что нужно знать, что говорят мудрые. А потом я скажу, что сам об этом думаю. Так или иначе, я всегда стараюсь добраться до сути.

Переход из одной жизни в другую пока один из самых сложных вопросов. Данные на этот счёт, мягко говоря, сомнительные. Далай Лама не помнит свои прошлые жизни. Я не знаю, помнит ли их Ширли Маклейн. Очень сложно найти такие доказательства, которым можно было бы поверить безоговорочно. Есть исследователи, например, довольно известный Ян Стивенсон, который провел эмпирическое исследование и рассказал о нем в книге «Двадцать случаев реинкарнации».

Как учёный он рассматривает этот вопрос следующим образом: он изучает людей с необычными шрамами, родинками и тому подобным. Затем находит подтверждение тому, что человек из прошлого умер определенной смертью, которая могла бы оставить эту метку. Что даёт основание верить в возможность реинкарнации этого человека. Это один из способов посмотреть на это. Он наводит на размышления, но ничего не доказывает.

Одна из причин, почему я обычно уклоняюсь от обсуждения  реинкарнации и переселения души, состоит в том, что всё, о чём мы говорили – секторы, уровни, линии, состояния и типы, включая недвойственную осознанность, – может быть продемонстрировано прямо здесь и прямо сейчас компетентными людьми.

Если мы обсуждаем высшие состояния сознания, то можем получить много доказательств их существования. Если мы спорим о высших стадиях сознания, то и для них у нас будет много свидетельств. Но если попробовать связать всё это с реинкарнацией, у нас возникнут трудности. Потому что тогда мы скажем: «Если ты веришь в это, тогда ты поверишь во всё что угодно». Поэтому я очень осторожен, сначала я должен подобраться к доказательствам таких явлений.

У меня есть и своё мнение на этот счет. Я считаю его правильным, и скажу почему. Но одновременно я — как и все остальные — очень недоверчиво отношусь к своим собственным убеждениям по этому вопросу. Обмануть себя в таких вопросах очень просто. Но важно понимать, что мы можем привести серьезные доказательства сатори и недвойственного состояния, включая данные ЭЭГ, и феноменологические данные, и результаты эмпирических исследований. Это очень впечатляющий материал. Данные же относительно реинкарнации абсолютно не впечатляют J. Таким образом, я расскажу, что об этом говорят традиции, а потом выскажу собственные мысли и поведаю о личном – ограниченном – опыте.

Общая теория реинкарнации состоит в том, что рождается отдельная душа, и, в некотором смысле, даже если эта душа едина с «океаном», даже если эта отдельная волна и является на 100% водой, такой же мокрой, как и всё остальное, она не осознаёт, что едина с океаном, едина со всеми сущим. Поэтому считает себя отдельным, самодостаточным и конечным явлением. Она думает, что является отдельным объектом среди других объектов. И из-за того, что она отделяет себя от цельности бытия, она страдает, она испытывает боль, желания, страх и так далее.

Это катастрофическое состояние, известное как обособленное «я», продолжает набираться опыта, пока не осознает, что оно едино с основой всего бытия, едино с Богом, едино с Духом. И в этот момент реинкарнация прекращается. Больше нет никакой причины для рождения и страдания в качестве отдельного, единоличного существа, которое будет страдать всю жизнь, а затем умрёт. Таково общее утверждение.

Далее традиции добавляют к этому две второстепенные «сюжетные линии». Если человек просветлённый, то он как в хорошем ресторане – может выбирать из меню. Первый вариант – ему не нужно перерождаться. Второй вариант – он может выбирать. Идея состоит в том, что в момент смерти, во время бардо (перехода) – а в нём есть конкретные стадии и состояния – каждый человек погружается в каузальную, аморфную область – дхармакайю. Обычным людям по-прежнему присущи алчные, жаждущие тенденции. Поэтому они сжимаются от этой безграничной, чистой, светлой пустоты. В определённом смысле, они не могут выдержать её бесконечное сияние.

Некоторые традиции сказали бы, что душа не может посмотреть в лицо Богу. Только это не лицо Бога, это собственное подлинное лицо этой души. То, чем она является в данный момент и всегда являлась. Но вдруг столкнувшись вплотную со своей естьностью, обычная душа сжимается от этого, бросается прочь в тонкую сферу. Во время посмертного состояния, в период нахождения в тонкой сфере начинают появляться видения. Некоторые из них очень привлекательные, другие устрашающие. Мирные божества, зловещие божества – все выходят на сцену. И в зависимости от кармических желаний, выбора, потребностей и прочего, душа будет притягиваться одними и отталкиваться другими.

Высокоразвитая душа в этой точке выберет тип перерождения, который он или она хочет, примерно так же, как человек может выбрать, что видеть во время осознанного сновидения (если умеет осознанно сновидеть). Традиции утверждают, что это один и тот же процесс. Иными словами, если у тебя есть опыт доступа к осознанному сновидению и управлению тонкой сферой по мере её возникновения, эта тонкая сфера, это тонкое тело сопоставимы с бардо.

Поэтому если ты научился управлять сном с помощью йоги сновидений во время своей жизни в физическом теле, тогда в загробной области (бардо), переносясь в то же самое состояние сна, ты сможешь выбрать путь так же, как выбираешь сны. Есть еще пара моментов, с которыми придется иметь дело, но это основная суть их теории. Так, просветлённый человек может выбрать перерождение.

Когда же это происходит с непросветлённым, он сжимается из тонкой сферы в грубую, а затем рождается в физическом теле у мужчины и женщины, которые становятся его родителями, и забывает все предыдущие стадии. Каждый раз этому моменту, каждому из этих шагов – от каузального к тонкому, от тонкого к грубому – присуще полное забвение. В конечном итоге ты перерождаешься и забываешь все эти высшие состояния, которые составляют твой потенциал.

Эволюция здесь, в некотором смысле, идет вспять, в результате чего человек должен снова приобретать доступ к более высоким состояниям и стадиям сознания (которыми он когда-то обладал). Если ты просветлённый, то сам выбираешь нисходящее движение – от каузального к тонкому, от тонкого к грубому. Мы уже говорили о нисходящем движении; это еще один тип такого движения. И если ты просветлённый, то можешь выбрать возвращение; а если нет –  этот выбор делают за тебя. Вот так это происходит: тебя подталкивают таким же образом, как подталкивают в жизни те силы, над которыми ты еще не возвысился. Возможность выбирать в этом процессе доступна в той степени, в которой ты можешь преодолеть свои низменные желания.

Это перерождение продолжается до тех пор, пока человек не вознесется, эволюционирует или вырастет до более высоких состояний и стадий, от которых убегает каждый раз, когда умирает. Во время  смерти ты можешь сознательно выбрать состояние осознанного пробуждения, также как и во время жизни можно сознательно оставаться  бодрствующим, спящим и глубоко спящим. Это одно и то же.

Когда ты научишься поддерживать состояние постоянной осознанности, состояние турийи, состояние Свидетеля 24 часа в сутки, то после смерти тоже сможешь оставаться в сознании во время всех этих событий. Тем самым у тебя появится возможность самому выбирать их, ты уже не будешь подталкиваться ими. Но если этих навыков у тебя еще нет, если ты по-прежнему отождествляешь себя с чем-то или привязан к чему-то, тогда они будут направлять тебя, подталкивать к еще одному перерождению. Так продолжается до тех пор, пока ты не сойдёшь с этого пути.

Но согласно традициям у человека всегда есть выбор. Осознанный человек всегда может выбрать перерождение. Если ты  представитель линии тулку или традиции сознательного перерождения, тогда ты как бы должен переродиться, поскольку таковы правила. Ты становишься тулку, согласившись вернуться в этот род. А если нет, у тебя будут неприятности.

Принимая обет бодхисатвы, ты понимаешь, что… Ну, в общем, ты постоянно будешь возвращаться, чтобы приносить пользу другим. Иногда смысл этой клятвы интерпретируется и так: ты откладываешь своё просветление до тех пор, пока все другие не достигнут его. Но это не совсем правильно, потому что, если ты сам не просветлён, то и помочь никому не можешь.

На самом деле клятва бодхисаттвы означает «Я клянусь достигнуть просветления как можно скорее на пользу всем разумным существам, ведь я не смог бы помочь им, если бы был не просветлённым, а дремучим глупцом, как и они сами». Тогда кто кому помогает? Но, будучи просветлённым, ты не только можешь помогать разумным существам, ты также можешь выбрать процесс своего собственного перерождения и постоянного возвращения, чтобы продолжать помогать людям в развитии их наивысших состояний  и всепроникающей осознанности.

- Таким образом, с точки зрения «меню в ресторане» и возможностей выбора, которые могут предоставляться просветлённому человеку – можно вернуться и приносить пользу, а можно не перевоплощаться. А как насчёт возможности воплотиться в другом измерении, отличном от человеческого? Я хочу сказать, в этом меню должны быть разные блюда, ведь это очень роскошный ресторан. Как ты думаешь, я могла бы сделать индивидуальный заказ?

- Именно на эту тему я хотел бы поговорить наряду с обсуждением секторов, уровней и линий, для этого есть много оснований. То есть, ты не просто можешь выбрать – каким образом переродиться, ты можешь выбрать перерождение на седьмом круге четвёртого неба, слева от звезды Альфа Центавра.

Да, традиции утверждают, что человек может переродиться буквально в любом качестве и в любом мире. И есть определённый смысл в том, что просветлённый так поступает в любом случае. Другими словами, мы всегда передаём друг другу своё состояние понимания и осознания. Просветлённый человек, имеющий доступ к недвойственному состоянию, непроизвольно передаёт его другим. Он не контролирует этот процесс. Им нельзя управлять. Это всё равно, что сказать «я контролирую силу тяжести своего тела». Нет, не контролируешь – она просто есть.

Если тебе удалось пробудить недвойственную осознанность и поддерживать ее на постоянной основе, то ты всегда излучаешь её. И эти лучи, в силу своей неизмеримости и вездесущности, так или иначе проявляются во всех (сферах) мирах. Таким образом, пробуждённая сущность уже проявляется во всех сферах существования, и проявляется в различных формах. Личность нет. Итак: может ли конкретный человек переселяться в иные миры? Сейчас этот вопрос просто теряет смысл.

Но я понял, о чем ты хочешь спросить. И традиции ответили бы «да». Хочешь переродиться в конкретном месте и помогать существам там, – пожалуйста. Как в осознанном сновидении – если захочешь, ты можешь представить себе царство небесное и себя в нем. Именно это происходит в состоянии осознанного  сновидения. Если задумать что-то, оно незамедлительно появится в сновидении.

Таким образом, имея четкое представление о неком месте, ты появишься в нем, при условии, что ты осознан, и что ты сделаешь выбор. Большинство действий происходит в драгоценном человеческом теле, потому что именно  в нём человек может быть пробужден к осознанности, и, следовательно, может сделать много хорошего, в определенном смысле.

- Я бы хотела вкратце коснуться темы осознанного сновидения, потому что развитие данного навыка кажется очень важным. Мне интересно услышать, что бы ты предложил тем, кто хочет усовершенствовать свою способность к осознанным сновидениям.

- Я соглашусь, что это хорошая практика. Происходит сразу несколько вещей. Когда человек  начинает практиковать осознанное сновидение, поначалу он испытывает шок. Во-первых, от того, что он вообще может это делать, а во-вторых, от того, насколько реалистичны его сны. Нам всем известно это чувство. Мы все просыпаемся утром и не можем прийти в себя, - настолько реальным был сон. Как я уже упоминал ранее, достижение сатори, состояния пробуждения, – это такой же опыт в отношении состояния бодрствования. Фактически происходит пробуждение от состояния бодрствования. Обычная реакция: «О! Невероятно, а ведь «реальность» была такой настоящей!»  Это огромное облегчение, мягко говоря.

Осознанное сновидение позволяет всё это почувствовать. Но оно также тренирует «мышцы», помогает вам развивать способность погружаться во всепроникающую осознанность Свидетеля всё чаще и чаще. И эта свидетельствующая осознанность является только половиной недвойственного уравнения, в котором есть еще земля и языческая половина, которые тоже важны. Но Наблюдателя в себе тренировать просто необходимо. Нужно учесть обе половины, и тем самым быть Свидетелем в состоянии сновидения. Это означает разотождествление своего «я» с этим состоянием, осознание его. И в силу этого разотождествления ты можешь управлять состоянием сновидения и создавать всё, что хочется.

Всё это сопровождается возрастающим пониманием того, что, как и от состояния сна есть пробуждение, так и от состояния бодрствования. Бодрствование – это тоже «сон». Иными словами, они уравновешивают друг друга, а реальность  представляет собой своего рода сон во время всепроникающей пробужденности, осознанности, которой ты являешься на самом деле. И эта вездесущая пробужденность, или я-естьность, или Свидетель, начинает всё больше и больше сиять. Его собственная сила становится всё крепче среди меняющихся обстоятельств, состояний, переживаний и так далее.

Обретение навыка йоги сновидения или осознанного сновидения – это замечательный способ использовать в своих интересах всепроникающие состояния, независимо от стадии развития. И это ещё одна причина, почему очень важно работать с состояниями сознания. И работать можно, находясь на любом уровне – 1 или 2, 3 или 4, 5 или так далее. Такая работа относится к тому, что мы называем горизонталью здоровья – использовать все свои возможности и потенциалы, на какой бы стадии ты ни находился. Работа над собой, и осознанное сновидение в том числе, поможет двигаться сквозь стадии быстрее.

Я рекомендую начать со Стивена Лабержа, который проделал огромную работу по данному вопросу. Есть и традиционные подходы. Тибетская йога сновидений является, наверное, одной из лучших и самых известных техник. Не менее интересная, на мой взгляд, методика - в рамках «западного подхода», - с применением аппаратов по изучению мозга, которые помогают «поймать» тета-состояние, подавая звуковой сигнал через наушник или небольшой глазок.

То есть ты надеваешь на голову небольшое приспособление с наушниками и глазными накладками с маленьким световым глазком. Когда мозг в состоянии сновидения, издаётся сигнал, и ты понимаешь, что находишься в этом состоянии. Этот метод прекрасно подходит для обучения осознанным сновидениям. Опять же, можно найти много других подходов, но я действительно рекомендую использовать такие устройства, потому что они очень помогают.

- Спасибо. А теперь вернёмся к вопросу переживания смерти. Я слышала поразительные истории о просветлённых людях и о том, что происходит с их телами, когда они умирают. То есть, например: «всё, что от него осталось, это волосы и ногти». Как это можно объяснить? На твой взгляд, это правдивые истории? И если да, как бы ты объяснил такое явление? Расскажи, что традиции говорят на этот счёт.

- Да, конечно. Не подумай, будто я не высказываю своего собственного мнения насчет реинкарнации из-за того, что могу воспользоваться официальными данными. Я поделюсь и тем, и другим, потому что я верю в реинкарнацию. Хотя я не верю в истории с зубами и ногтями. Я думаю, что реинкарнация имеет место, и, на мой взгляд, в этой концепции есть разумное зерно. Пару раз у меня был опыт, который меня поразил, -своего рода перерождение или переход в другую жизнь.

- Кен, мы были любовниками в прошлой жизни! В Египте. Не могу поверить, что ты этого не помнишь! J

- Мне на ум приходят только одно или два чётких воспоминания. И это был опыт осознания через трансцендентального, бесплотного Свидетеля. Я написал книгу «Ввысь из рая», где описываю 15-минутное переживание. Я словно увидел, как развернулась вся история человечества. Обычно я не вижу вещи так глубоко и не пишу таким образом. По сути, я был единственным, кто присутствовал во всём этом. И как бы увидел, в первом лице единственного числа, как развивалось человечество. Традиции сказали бы, что это просто Атман, трансцендентальное «Я». «Подумаешь!» И я согласен с ними, ничего особенного в моем опыте нет. Но я не помню, чтобы Кен Уилбер был в каком-то из этих мест, и, конечно, не имею никаких воспоминаний из прошлой жизни, или о том, что я где-то был раньше.

Люди выдумывают все эти замечательные истории. Им очень лестно быть причастными к такому опыту. Ведь благодаря этому обретаешь важность, величие J. Я не думаю, что я был в том опыте своего рода Плотином. Скорее, я был владельцем кулинарии на той же улице, где жил Плотин. Возможно, их флюиды пересеклись, и поэтому люди говорят, что я был Плотином. Я не помню ничего такого. Но для меня реинкарнация имеет смысл. Я думаю, что она реальна.

У Ауробиндо есть интересная мысль, что не все души переселяются. Сначала они должны обрести определённую плотность, чтобы стать достаточно сильными, чтобы выжить в области бардо. Что касается меньших душ (например, душ червяка или бурундука), их тонкое или каузальное сознание недостаточно сильное. Оно дезинтегрируется вместе с грубым телом, которое распадается. Поэтому, я думаю, что переселяются достаточно развитые души. В этом есть смысл. Доказательства этого явления очень разнородны и спорны, и я бы не хотел углубляться в них. Скажу лишь, что они есть.

Просветлённые растворяются в «радужном теле» и оставляют здесь волосы, ногти, зубы? Что они имеют против зубов? Если бы я собирался провести на небесах пару миллиардов лет, я бы хотел, чтобы у меня были зубы. Или они собираются попасть туда и пережёвывать всё целую вечность? Не очень понятно, в чём здесь смысл. У меня было несколько удивительных тибетских учителей. И никто из них сам никогда такого не видел. Зато они всегда знают кого-то, кто видел – полёты и левитацию, человека, вытаскивающего стрелу из скалы. Не то чтобы я им не верю…

- А ты веришь?

- Если проверить их на детекторе лжи, их слова окажутся правдой. Вот что я имею в виду. Они не лгут; в смысле, не пытаются никого обмануть. Это связано с самой атмосферой магического фона, который возникает при возвышенных состояниях. Всё это очень глубокие и важные для тебя понятия, особенно когда ты являешься представителем какой-нибудь традиции. Представления формируются в магической традиции, где волшебство является своего рода доказательством духовной осознанности. Это вроде как даже необходимо – чтобы просветлённый человек совершал что-то магическое.

Но я не вижу ничего магического в том, чтобы оставить после себя зубы и волосы. Тройное сальто в радужном теле над Эмпайр Стейт Билдинг – вот это чудо! Или разбрасывание повсюду волшебной пыли. Вот это было бы здорово. Над этим стоило бы работать. И я бы сам упорно медитировал, если бы потом сумел так сделать. Но мне не хочется работать над собой только ради того, чтобы оставить здесь зубы. Не вижу смысла. Мне кажется это просто какой-то фокус. Не думаю, что суть радужного тела – в этом. И я не знаю ни одного учителя, который делал бы такое.

- Существует ли какой-то особенный аспект в историях о радужном теле, который представлял бы смысл в терминах тонкого или каузального тела?

- Безусловно.

- Не мог бы ты пояснить?

- У ответа на этот вопрос может быть много разных вариаций. Но основная идея состоит в том, что, когда ты достигаешь постоянства в осознанности, а это значит, что – возьмем систему чакр как пример – это значит, что ты не только можешь оставаться в седьмой чакре, ты озарен всеми семью – первой, второй, третьей, и так далее. Они все раскрыты. Они все сияют. То есть ты, в некотором смысле, в ладу со всеми семью измерениями проявленного бытия. И когда грубое тело умирает, тонкое и каузальное тела сами по себе могут перейти к следующему грубому телу, к перерождению, если это твой выбор.

И эти светящиеся тонкое и каузальное тела и будут «радужным телом». И я совершенно не возражаю против того, чтобы оно служило своего рода транспортным средством для просветленной души, проходящей через бардо и возвращающейся на землю, либо отправляющейся в какой-то другой мир, чтобы учить других, или просто пребывать в абсолюте. Это нормально. С этим я согласен.

- Задам щекотливый вопрос. Считаешь ли ты, что сам выбрал это воплощение — Кена Уилбера, высокого, красивого, лысого парня?

- Это не совсем так. Когда я смотрю на свои интересы и всё, что меня привлекает, я понимаю, почему бы я всё это выбрал (если бы выбирал). Я понимаю, за что я бы выбрал своих родителей, например. Что само по себе интересно – это как игра.

Я знаю пару трансперсональных фрейдистов, например, Симона Бурстина. Один из стандартных вопросов, которые он задает, когда его пациенты начинают ругать своих родителей: «Почему вы их выбрали?» И он действительно заставляет людей немного задуматься.

Я вижу это, вижу такого рода потоки. Аспекты, которые ты затронула — вне времени (при условии, что у меня есть опыт глубокой осознанности). В моём случае эта осознанность относится к глубинам настоящего, а не к тому, что Кен Уилбер делал в прошлом, ибо это бессмысленно. Я  интересуюсь не Кеном Уилбером, который перескакивает из одной жизни в другую, а глубинной бесконечностью, тем, что предшествует Кену Уилберу.

Таким образом, мои инсайты связаны, скорее, с тем, что было до Кена Уилбера, а не что происходило с самим Кеном Уилбером. У меня нет ощущения, что я был послан сюда с определённой миссией, которую сам выбрал, или что я должен сделать это или то. У меня никогда не было такого ощущения. Наверное, сейчас я и правда делаю кое-что полезное, но ощущения «особого предназначения» у меня никогда не было. Мне кажется, я вообще случайно наткнулся на то, чем я в результате занимаюсь. Я написал свою первую книгу очень рано, когда мне было 23, но  понял, что буду заниматься этим только в 21. Я вообще собирался стать терапевтом и был ученым. Все это было для меня новым. Не было никаких поводов для освоения новой стези. Я не из тех, кто пишет сонаты в 3 года, как Моцарт, например.

- Тогда, если ты не выбирал свой путь, выходит, это твои бессознательные паттерны?

- Да, я так думаю.

- Кен, ты скромничаешь!

- Думаешь, я принижаю свои заслуги? Ты меня смущаешь.

Нет, я думаю, что такое скорее происходит, чем не происходит. И даже традиции утверждают, что в основном всё, что на самом деле переносится из одной жизни в другую, это не личные воспоминания. Они умирают вместе с грубым телом, т.к. находятся в мозге, который является частью грубого тела, и умирают вместе с ним. Воспоминания типа «Я был рабом в Египте» обычно не сохраняются. И я с большим подозрением отношусь к таким заявлениям.

Буддистские традиции утверждают, что в сердце живёт некая неразрушимая капля (бинду) или внутренняя сущность. И она переходит от одного воплощения к другому. В этой сущности накапливаются только две вещи – мудрость и добродетель. Мудрость означает способность понимать пустоту. Добродетель означает способность делать добро. Эти способности переносятся вместе с душой. Это какая-то особенная черта личности, которая прыгает из жизни в жизнь. Таким образом, мне хотелось бы думать, что есть определенная мудрость и добродетель, которые как бы ходят по пятам. Хотя мне кажется, что Кен Уилбер просто случился. Я встретил его впервые, когда мне было 2 или 3 года и я не знаю точно, откуда он пришел.

На этом завершается шестой сеанс «Космического Сознания» с Кеном Уилбером. Продолжение нашей беседы — в седьмой части.



[1] Дэва (пали, санскр. , «сияющий») в буддизме — название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди. Термин дэва принято переводить как бог или божество, хотя дэвы значительно отличаются от божеств других религий.

[2] Евангелие от Иоанна, 1:14

Last modified: Sunday, 6 January 2013, 10:38 PM
Skip Comments

Comments

Skip Поделитесь с друзьями

Поделитесь с друзьями

Skip ВКонтакте

ВКонтакте

Skip FACEBOOK

FACEBOOK

Skip Twitter

Twitter

Skip Куратор проекта

Куратор проекта

Анатолий Баляев

Бизнес-тренер, коуч, писатель

Персональный сайт

 

Skip Счётчики

Счётчики

Яндекс.Метрика

Skip Navigation