louis vuitton taschen outlet lancel pas cher louboutin outlet uk canada goose udsalg canada goose udsalg sac goyard pas cher moncler outlet Monlcer Outlet parajumpers dame salg Canada Goose Pas Cher louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Moncler Outlet goyard replica Ralph Lauren pas cher Canada Goose Outlet polo Ralph Lauren pas cher Moncler Jakker Udsalg moncler pas cher Parajumpers Jakker Udsalg Ralph Lauren pas cher Parajumpers Pas Cher louis vuitton replica Moncler Jas Sale Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Femme Pas Cher Canada Goose Outlet Louboutin pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher chloe replica goyard replica Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet Canada Goose Outlet
Космическое сознание: Текстовое содержание десятого диска

Космическое сознание

Текстовое содержание десятого диска

Применение Интегральной модели                                                           ДИСК ДЕСЯТЫЙ

1. Введение

2. Говоря языком AQAL – языком всесекторного, всеуровневого подхода

3. Интегральное искусство

4. Существует ли 3D модель интегральной карты?

5. Кен Уилбер применяет свою теорию литературной критики к собственной работе

6. Необходимо ли понимание интегральной модели для развития человека?

7. Должны ли мы рассматривать искусство отдельно от этики художника?

8. Всесекторная, всеуровневая история будущего 

  1. Введение

Sounds True представляет десятую сессию «Космического сознания» с Кеном Уилбером – «Применение Интегральной модели»

  1. Говоря языком AQAL – языком всесекторного, всеуровневого подхода

– В последние годы ты обратил свое внимание на применение интегральной модели к различным сферам деятельности: бизнесу, юриспруденции, образованию, искусству…  И сначала мне хотелось бы услышать от тебя, как ты к этому пришел, откуда появилась идея о практическом применении интегральной системы, как всё начиналось?

-  Всем этим – то есть написанием книг и разработкой интегральной системы – я начал заниматься  практически случайно. Я уже рассказывал о своей юности – я не пошел в колледж, не стал получать степеней, и единственная работа, которая у меня была в жизни – это место посудомойщика в гриль-баре. Вообще, у меня, к счастью, всё хорошо, но можно с уверенностью сказать, что большая часть моей жизни посвящена тому, с чем я столкнулся в некотором смысле нечаянно. Хотя именно поэтому я всегда считал, что основным моим обязательством было выполнение теоретической работы на максимально высоком уровне. Это значит – «выполнять домашние задания», так сказать, то есть изучать самые разные вещи и читать буквально всё, что попадалось под руку на эту тему. Так я прожил свои первые двадцать пять лет. В какой-то момент мне стало ясно, что эти идеи могли бы служить и другим людям, что их можно применять в жизни, и появились люди, которые изъявили желание стать интегрально-информированными.

То есть интересующиеся не обязательно хотели переменить деятельность, они хотели как-то связать своё занятие со всем остальным вокруг, и чтобы при этом такое согласование имело смысл. То есть, если человек занимался дзен-медитацией, он хотел не останавливаться, а узнать, как эта практика может согласовываться с данными нейробиологии, биохимии, или исследованием Джейн Левинджер «Развитие эго», например. Так что люди захотели стать более интегрально-информированными, и ко мне стало поступать море писем с вопросами на эту тему. Тогда мне писало действительно очень много людей; кто-то хотел внести материальную помощь и стать спонсором исследований. А я эту работу всё откладывал и откладывал… И в какой-то момент всё сложилось как один пазл, и я понял, что начать работу над сферами применения модели – хорошая идея.

В первую очередь собрав вместе тех, кто уже применял систему AQAL (всестороннюю, всеуровневую систему) на практике! Например, системой уже занимались десятки фирм по бизнес-менеджменту, её применяли для реорганизации структуры округов и городов в США, в юриспруденции, при решении экологических проблем, в интегрально-информированной медицине, очень часто в образовании, ну и т.д. Собрав их вместе, мы получили возможность выявить основы благодаря их огромному практическому опыту по применению системы в жизни. Причем опыта у них было гораздо больше, чем у меня самого! Таким образом, мы помогли друг другу раскрыть эту тему.

Хорошо. Итак, я хочу, чтобы мой бизнес стал всесторонним, всеохватывающим, в общем, интегральным. Что это значит?

– Речь идет о различных аспектах ведения бизнеса, где можно применить интегрально-информированный подход или AQAL-модель. Это маркетинг, менеджмент, руководство, разработка продукта и др.  Если, например,  вспомнить основные теории менеджмента и посмотреть на наши четыре сектора, то все теории идеально в них вписываются! По большому счету, все эти теории сведены к следующему: «У меня есть бизнес, я управляю людьми. Как управлять ими наиболее эффективно и как произвести максимально качественный продукт?» В верхнем правом секторе мы располагаем контроль  качества, суть которого сводится к следующему: «Максимально пристальное наблюдение за поведением людей и тщательный надзор за качеством продукта». В нижнем правом секторе расположится системный подход, который подразумевает всесторонний подход к бизнесу в плане системы организации (от Мэг Уитли до Питера Сенге, чьи труды довольно известны и популярны).

В нижнем левом секторе – секторе «мы» – расположился  культурный менеджмент, ценностный менеджмент, когда смотрят на внутреннюю культуру организации или предприятия и говорят «Вот здесь у вас возникают проблемы с внутренней культурой, вам нужна диагностика, мы поможем вам выправить корпоративную культуру», В верхнем левом секторе – секторе «я» – мы поместили специалистов, которые приходят к вам и говорят: «Так, вашему стилю управления не хватает эмоционального восприятия, вам не хватает осознанности, лидерства, мы вас научим».

Так что, если посмотреть на эти четыре направления менеджмента, эти четыре вида техник, начинаешь понимать, что их вполне можно скомбинировать в единый интегральный менеджмент-подход. И если смотреть на них как на разные измерения, то, применяя всё сразу, можно усовершенствовать личный стиль управления бизнесом в целом. Менеджмент – только один из примеров, когда интегральную систему можно применить в бизнесе. То же относится к маркетингу, управлению предприятием, продвижению и так далее.  Буквально тысячи людей по всему миру применяют её, начиная с Массачусетского института технологий до Нотрдамской школы бизнеса (где, кстати, ведется тренинг по интегральному подходу к управлению).

- Ну хорошо, насчет секторов я поняла. А что ты скажешь об уровнях? В плане применения их к бизнесу.

Есть огромное число точек применения. Возьмем различные исследования циклов развития бизнеса (например, великолепную работу профессора Кристенсена из Гарварда, или труд Джефри Мура). Мы увидим, что бизнес по мере развития проходит четыре основных цикла. Если внимательно изучить эти работы, становится понятно, что все эти циклы находятся в правом нижнем секторе, то есть в секторе «оно», это внешние институциональные формы цикла развития – от инноваций и разработки новых идей продукции до начала их воплощения в жизнь, массового производства и работы с клиентами. И если знаешь, какой именно цикл правого нижнего сектора твой бизнес в данный момент проходит, то лучше видишь свои проблемы в нижнем левом секторе и быстрее находишь для них решения. И еще, каждый из четырех циклов эффективнее проходится при различной корпоративной культуре.

Указанные авторы не раскрывают эту тему, у них просто нет для этого терминов. Различные корпоративные уклады на предприятии на самом деле соответствуют нашим уровням – уровню 3, уровню 4, 5 и т.д. Но их исследования доказывают, что для каждого цикла развития хороша своя корпоративная культура. Вот где уровни вступают в игру. Кроме того, внутри корпоративного уклада есть люди, стоящие на разных уровнях развития — втором, третьем, четвертом, пятом и т.д., образуя субкультуру в рамках компании. Интегрально-осведомленный лидер в курсе этих разных систем ценностей и того, как люди их применяют, и поэтому может взаимодействовать с ними более эффективно.   Мы как раз занимаемся образованием и тренировкой интегральных лидеров 6-го уровня, чтобы такой лидер мог видеть разные секторы, уровни, линии развития в людях, эффективно управлять ими, обеспечивать качественный продукт и улучшать корпоративную культуру.

И это не просто слова, это уже доказано. Применение интегральной системы довольно интересная штука! Бизнес — это одна из сфер, где интегрально-информированная практика стартовала достаточно быстро, хотя и не обязательно имеет дело с высшими, надличностными уровнями. Если нам нужны видимые результаты в реальном мире, то интегральный подход вполне может помочь, и бизнес растет и развивается очень быстро.

– Из всех сфер, в которые интегральная модель была привнесена и работает, какую ты бы особенно выделил?

Их несколько. Благодаря ей поднялось и развилось довольно много компаний и консалтинговых фирм. Есть несколько книг на европейских языках, использующих систему AQAL. Учебные заведения, та же Нотрдамская школа бизнеса, также её применяют.

Ты говоришь ‘AQAL’, это расшифровывается..?

- Да, A-Q-A-L, это сокращение от английского «all-quadrant, all-level, all-line, all-states» («все секторы  – все уровни, все линии, все состояния»), мы его используем для краткости. Другие сферы, где интегральная система применяется непосредственно – интегральная психология и интегральная терапия, которые представляют особую ценность для психиатров и психологов, потому что существует давний конфликт между психиатрией и психологией (то есть верхним правым и верхним левым секторами). К верхнему левому, психологии, мы отнесем внутреннее «я», феноменологические подходы, психоанализ, медитацию; к верхнему правому, то есть психиатрии, — химию мозга, нейромедиаторы, «Прозак», «Зенекс», «Велбутрин», то есть всё, что так или иначе относится к биологической модели терапии неврозов и проблем. На тему ужасной дилеммы, перед которой встают студенты-психиатры, даже есть книги! Они поступают в медицинские колледжи, зная, что у них есть душа, внутренний мир, внутреннее «Я», а модель классической медицины ограничивает их верхне-левое содержание к верхне-правым состояниям мозга!

И они вынуждены лечить нейро-дисбалансы, или недостаток серотонина, или нехватку допамина… И это обесчеловечивает, что ужасно и к тому же не очень эффективно. Эти врачи придерживаются определенной  модели, и именно за это платят страховые компании.  Интегрально-информированная психиатрия или психология позволяет врачам вздохнуть с облегчением  и сказать: «Так, все имеет значение. Я могу принимать «Прозак», то есть выполнять рекомендации по верхнему правому сектору, и при этом работать надо собой и практиковать медитацию, или ходить к психотерапевту, и т.д.». Всё это прекрасно согласуется с нижним левым сектором – культурным контекстом, а также нижним правым – социальными институтами, которые также могут вносить свой вклад в неврозы. Так что интегральная психиатрия и психология – еще одна область приложения интегральной системы, воспринявшая ее очень быстро.

Интегральная медицина, особенно интегрально-информированная медицина, сейчас тоже быстро развивается, потому что она предлагает альтернативу традиционной и даже нетрадиционной медицине! Традиционная медицина лечит болезнь, нетрадиционная – всего человека в целом, а интегральная — лечит терапевта! ? Она предлагает методы работы со всеми аспектами и того, как держать их в уме. Так что, этот подход к медицине очень быстро осваивается, что, конечно, только радует. Много чего происходит в сфере изучения сознания, в традиционных религиозных направлениях (которые хотят быть в курсе современных знаний и использовать их в традиционных школах), в интегральной экологии, которая – я думаю – станет очень влиятельной в будущем.

Можешь рассказать о ней подробнее? Что это такое?

Об интегральной экологии? Сейчас в Интегральном институте мы работаем с такими людьми, как Эмори и Гантер Ловинс, которые являются своего рода лидерами в Институте Роки-Маунтинс, главном научно-исследовательском центре мира по всему, что касается альтернативных видов энергетических ресурсов. В соавторстве с Полом Хокеном они написали работу под названием «Естественный капитализм» о попытке создать экологически-рациональную экономику, которая максимально бережет окружающую среду. Проблема большинства подходов к экологии в том, что они сосредоточены только на нижнем правом секторе, всё остальное остается невостребованным и нетронутым. Они рекомендует повторную переработку вторсырья, гиперкары, сокращение выбросов, делают акцент на меньшем влиянии на биосферу, и т.д.

Все это, конечно, очень важно. Но очень неполно. Чтобы ввести и удержать положительные изменения, в глобальном подходе к экологии нужна интегральная осведомленность, а это уровень 5 или выше. Уровни ниже пятого не беспокоятся о проблемах экологии, они эгоцентричны либо этноцентричны, и откровенно говоря, им совершенно наплевать на мироцентрические проблемы планеты. Так что, чтобы иметь рациональную экологию, нужно сначала иметь мироцентрическую осознанность! Иначе всем будет все равно и ничего не выйдет! Так что проблема экологических движений отчасти в том, что они хоть и понимают ценность жизни на Земле, важность сохранности окружающей среды и прочее, но совершенно не знают, что для поддержания внешнего экологического вмешательства внутреннее развитие является непременным условием. Интегральная экология, или интегрально-информированная экология, естественно, поддерживает всё то, что рекомендуют современные экологические движения. Но кроме этого, мы показываем, что для решения экологических проблем  человеку нужно развивать свою личность, культурность и осознанность.

Это, наверное, основная цель и основное наше стремление в направлении интегральной экологии в рамках Интегрального института. Еще один вид деятельности в этом направлении, не менее важный, это картографирование различных подходов к эко-философии и экологии (а всего существует около 12 направлений экологии). Так вот, если попробовать разместить их на интегральной карте, они тоже прекрасно ложатся на 4 сектора. Мы считаем, что все направления, все подходы правы по-своему и все они важны. Просто их нужно объединить в некую интегральную модель, которая подчеркнет их сильные стороны. Это еще одно направление в плане написания книг и презентаций для продвижения всестороннего подхода к экологии.

- Ну хорошо. Другие примеры? Интегральная юриспруденция?

- Интегральная юриспруденция, или интегрально-информированная юриспруденция, заключает в себе тот же принцип, что и другие дисциплины, которые мы уже обсуждали. Человек уже обладает всеми указанными измерениями, и, следовательно, если ты чем-то занимаешься – будь то юриспруденция, или медицина, и т.д. – чем больше измерений учитываешь, тем более всесторонней будет работа. Так что, если рассматривать юриспруденцию в интегральном ключе, различные правовые теории прекрасно вписываются в наши 4 сектора, как и, например, теории менеджмента в сфере бизнеса. Есть также уровни закона, уровни правосудия, и развитие в сфере права. Помнишь, мы уже говорили об отличиях  римского права от современного демократического права? Так что, в сфере юриспруденции есть и секторы, и уровни, и линии, - как в теории, так и в практике. И немаловажным здесь является аспект, связанный с уголовным судопроизводством и лишением свободы, т.е. системой наказания.

На тему истории карательных учреждений в США есть как минимум один труд, написанный в интегральном ключе. Опять же, если посмотреть на теории преступления и наказания, все они вписываются в секторы. Существует 4 основных теории преступления и наказания, так же как и теорий терапии. И в каждой из них содержится зерно истины, поэтому я хочу включить их все в интегрально-информированную юриспруденцию и уголовную юстицию. Уровни тоже имеют место быть. Очевидно, что различные виды преступлений соответствуют разным уровням развития. Низшие уровни более склонны к быстрым и жестоким преступлениям, не требующим больших когнитивных способностей – ограблениям, изнасилованиям, и т.п.

В то время как более высокие уровни совершают такие преступления, как, например, взлом счетов в банке, интернет-преступления, должностные преступления и т.п. Очень умные люди все еще совершают правонарушения! Так что понятия уровней и линий вполне применимы к классификации преступлений. Также интересна тема «Можем ли мы действительно исправлять преступников», в особенности, когда речь идет о смертной казни. Всё это входит в интегральный подход к юриспруденции и юстиции. И мы проводим очень масштабную работу, которая, возможно, окажет значительное влияние на систему, и очень быстро. Уже сейчас всё, что мы говорим, поддерживается правоохранительными и законодательными органами.

  1. Интегральное искусство

-  Как насчет интегрального искусства?

- Интегрального искусства?

Здесь мне уже сложнее понять, что это такое.

В первый год после создания Интегрального института (не без поддержки хорошего друга Джо Фёрмаджа) мы провели 20-30 встреч с участием около 400 лучших интегрально-информированных мастеров со всего мира.  Это было прекрасное время, и мы много вынесли из этого опыта! Затем в институте появилось 10 направлений: интегральное искусство, интегральное образование, интегральная политика, интегральный бизнес, интегральная экология, интегральная психология, и т.д. То есть мы разбили 400 человек  на группы по 40-50 для более удобного управления. И самой плодотворной (в том числе и для других направлений) оказалась работа с интегральным искусством. В других направлениях тоже всё было прекрасно, мы проводили потрясающие дискуссии… Но с интегральным искусством вышло так, что все мы изменили свой взгляд на интегральную систему вообще, включая меня самого.

Так что, это направление показало всем, какова интегральная система в действии: всё сходится воедино, и что влияет на один кусочек паззла, влияет и на все остальные его составляющие. Мы начали работу. Приходило много людей с некоторым понятием об интегральной системе; они говорили: «Хочу заниматься интегральным бизнесом», или «..интегральной медициной», или «…интегральной психологией»…. И это значило: «Я разовьюсь во всех секторах, по всем уровням и линиям, и стану интегральным лидером, этаким суперменом, мастером во всех сферах жизни».  И как-то само собой разумелось, что этим занимаются все. И тогда мы пришли к интегральному искусству. Меня начали спрашивать: что подразумевается под  интегральным искусством? Как выглядит интегральная живопись, например? Нужно изобразить секторы, уровни, линии? Что мы получаем в итоге — вагнерианское сверх-искусство, которое заполняет собой всё и поражает каждое измерение твоей жизни?

Или поющую Бруин Хильду, - музыка, свет, звук?.. Стало очевидно, что совершенно необязательно всё это должно называться интегральным искусством… Нужно различать то, что называется всеобъемлющим искусством и интегральным искусством. Всё перечисленое относится к всеобъемлющему искусству, – когда много чего сводится воедино и смешивается. И это нормально — в кинематографе, например, используется и текст, и музыка, и изображения, и т.д.,. Оно, так сказать,  охватывает больше основ.  А можно вспомнить дзен-мастера, рисующего бамбук.

Теперь давай сделаем допущение, что этот дзен-мастер обладает интегральной осознанностью, что бы это ни значило. И всё же, он рисует бамбук! И возникает вопрос: что тогда подразумевается под интегральным искусством? Вот перед нами интегрально-осведомленный человек, но он рисует побеги бамбука! У нас было действительно много споров по поводу того, что можно быть интегрально осознающим человеком, но объекты этой осознанности не обязательно должны быть всеобъемлющими во всех смыслах. Другими словами, даже если ты интегрально осведомлен (и не важно, чем ты занимаешься – рисуешь бамбук, метёшь пол, разносишь заказы в кафе), не обязательно нужно трубить о секторах, уровнях, линиях при любом удобном случае. И мы пришли к такому определению интегрального искусства:  это продукт интегральной осведомленности. И в этом случае, таким продуктом могут быть и изображение побегов бамбука. И если взять, например, японскую дзен-каллиграфию, по нюансам написания иероглифов можно сказать о степени осознанности мастера.

Это совершенно удивительно! Таким образом, интегральную природу самого обыкновенного предмета можно «прочесть». Любая интегрально-информированная осознанность может породить предмет искусства, и если это подлинное выражение интегральной информированности, тогда мы имеем дело с настоящим интегральным искусством – будь то яблоко, жук, Будда или вагнерианская опера. Определение стало для нас важной вехой, т.к. понятие интегрального искусства стало сплавляться со всеми остальными направлениями, проникать в них. Мы сейчас можем говорить об интегральной медицине, интегральном бизнесе и т.д. Если я интегрально-информированный терапевт, и ко мне со своей проблемой приходит пациент, я проведу диагностику и найду, в каком секторе находится проблема – это проблема физического или эмоционального плана, или в семье, или финансовая…

Как только я ставлю диагноз, я, так сказать, иду в этот сектор и начинаю разговор с пациентом, чтобы выяснить, до какой степени он готов взять на себя ответственность за свое излечение. Некоторые пациенты бывают настроены так: «Дайте мне таблетку, спасибо, я пошел». Это бывает. Если я интегрально-информированный терапевт и понимаю, что работать можно, мы работаем. При этом мне необязательно объяснять пациенту, что такое секторы, уровни и линии, и вдаваться во все подробности интегральной системы. Если я интегрально-информированный терапевт, это не значит, что лечение пациент будет получать во всех секторах.

 

Представить, что такое интегрально-информированный преподаватель или врач – несложно.  Но когда дело доходит до искусства… Как изменится каллиграфия в зависимости от того, интегрально-информирован ее автор или нет?

-  Прибегнем к простой аналогии с дзен-мастером – чем более он просветлён, тем лучше его каллиграфия. И такие суждения мы выносим все время! Так что в этом смысле, подлинная интегральная осведомленность обязательно проявляет себя в искусстве, вот как нужно смотреть на это. Но это не значит, что всё великое искусство обязательно интегрально-осведомленное. Некоторые специализируются в очень узких сферах и прекрасно себя чувствуют!  Не думаю, что это так уж обязательно.  Но с помощью направления интегрального искусства мы пытаемся сказать, что интегральная информированность может служить на пользу искусству. Часто, если певец, или танцор, или художник, или поэт растет в плане осведомленности и осознанности, и уже не удовлетворен частичным, дробным подходом к искусству и жизни вообще, он начинает создавать предметы искусства, которые наполнены этой жизненной энергией!

И опять-таки, будь то изображение побегов бамбука, или сочинение песни, или представления, или даже рок-оперы, - изменится всё. Потому что чем больше измерений ты охватываешь, тем полноценнее и ярче произведение искусства. Приведу простой пример: мы уже говорили немного о Девиде Дейде и мужском/женском аспектах духовности, а также о грубом, тонком и каузальном измерениях. Девид, являющийся членом Интегрального института, и все остальные собираются вместе и работают, например, над техникой пения (взять, к примеру, Стюарта Девиса, интегрального певца). Петь можно грубым телом, тонким или каузальным. У нас даже разработаны специальные техники. И как только ты осваиваешь это, разница слышна моментально. Это потрясающе! По-настоящему великие артисты прибегают к этой технике интуитивно.

Даже если вспомнить великого Пикассо или других художников на той же линии развития, его работы действительно озарены грубой, тонкой и каузальной энергиями. То есть вокруг таких блестящих мастеров, гениев всегда есть некий ореол. Пусть даже они не интегрально-информированы в плане осознанности и пр., они работают со многими своими измерениями и включают их в работы, привнося в них изюминку, особенность.  Но в рамках интегрально-информированного искусства ты развиваешь, углубляешь и расширяешь осознанность, учась быть любящим, небезразличным, осознанным.  И это обязательно отражается в том, что ты создаешь.

Именно в этом направлении мы работаем в рамках интегрального искусства – пытаемся найти способ, как привнести осознанность в произведение искусства. Это очень интересно. Некоторые артисты и художники склоняются к созданию объектов так сказать «всеобъемлющего» искусства. То есть они  пытаются вызвать в слушателе или зрителе сильные чувства. Мы уже говорили об этом – есть специальные упражнения, особые стихотворения, особая подача… Кто-то работает над оперой или пьесой, которые могут сподвигнуть зрителя /слушателя к высшим состояниям и стадиям. Но это скорее всеобъемлющее, вагнерианское, тотальное искусство. Но важна именно интегральная осознанность, которая в первую очередь меняет художника, артиста, а уж потом его работу.

– Наблюдая за практическим применением твоей системы, ты как теоретик испытываешь удовлетворение? Что-то в этом плане изменилось за последние пару лет?

- Да. И я скажу, в чём я испытываю удовлетворение. Я не считаю секторы, линии, уровни и всё остальное сугубо уилберианскиим открытием. Местоимения первого, второго и третьего лица придумал не я, они просто есть в языке! И состояния сознания тоже не мое изобретение! То есть я не придумал, знаешь, какую-нибудь дурацкую философию или новое течение типа деконструктивизма в дизайне. Я никому ничего не навязываю. И это касается всех основных аспектов, о которых мы говорили: секторов, уровней, линий, состояний и стадий. Всё это измерения бытия, которые у нас уже есть! Я ничего не выдумал с нуля! Моя заслуга здесь только в том, что собрал всё воедино. То есть весь этот «набор» AQAL — все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы — всего лишь резюме, обобщение результатов работы множества великих исследователей.

Если бы я придумал всё это сам, если бы создал свою собственную уилберианскую философию, тогда я бы занервничал — потому что боялся бы напортачить. Типа: «О нет! Три тысячи человек навсегда потеряли возможность обрести осознанность, я всё испортил!» Но! Если кто-то соприкоснулся с тремя состояниями сознания, грубой, тонкой и каузальной энергиями, если кто-то начинает учитывать перспективы второго и третьего лица и блюсти их благодаря интегральной системе, я радуюсь! Это прекрасное ощущение! И мне нравится понимать, что я в каком-то смысле повитуха в процессе объединения этих понятий. В этом плане я очень удовлетворен, да.

-  В процессе применения теории на практике бывало так, что паззл не складывается? Были неудачи?

Ну, если я начал собирать головоломку, она обязательно сложится! ?

-  Ты же понимаешь, о чём я. Всё это красиво на бумаге, но на практике, в реальной жизни — может и не получиться!

Насколько я знаю, нет. Но давай я сразу сделаю оговорку и скажу: я уверен, что в любом деле есть много способов всё испортить. Что касается интегральной системы, одним из таких способов, в частности, является неправильная подача. За два года мы разработали гораздо более эффективные методы подачи информации, чтобы она усваивалась так, как надо. Секторы, уровни, линии, состояния и типы — людям всё нравится, кроме уровней. Для большинства эта тема сложна и непонятна. Поэтому нужно быть осторожным в выборе методов подачи материала об уровнях. Часто именно в связи с понятием уровней паззл не «сходился», - потому что объясняющий слишком быстро переходил к уровневому подходу, не особо вдаваясь в подробности, что это такое, почему система именно такая, откуда она взялась и т.д. Понятие секторов, местоимения «я-мы-оно» многим даются легко, все их понимают и с удовольствием применяют.

Затем инструкторы приступают к линиям развития, и говорят примерно так: «Все мы знаем о музыкальных способностях, или способностях в математике, или в сфере эмоций, или в области духовности… Можно быть высокоразвитым в познавательном плане и не очень высокоразвитым в плане морали. У всех нас есть такие знакомые». Все понимают, что такое линии развития и согласно кивают. Тогда инструктор может спросить: «Вы заметили, что я сейчас сказал? Что у людей одни линии бывают развиты, а другие нет? Что это значит? А это значит, что речь шла об уровнях их развития, и давайте рассмотрим их подробнее». Так что большое значение имеет именно подача материала. Но чтобы составляющие интегральной системы не сработали — такого не было, потому что всё это уже существующие измерения человеческой жизни!

Таким образом, можно смело сказать: «Я могу осознать свои чувства (измерение «я»), могу осознать твои чувства (измерение «мы»), и могу осознать объективный мир («оно»)». И если я обучаю кого-либо чему-то, или разговариваю с людьми, или вожу кого-то на работу,  буду ли я выполнять свое дело лучше, зная основы интегральной системы? Конечно да! Иначе и быть не может. И поэтому ни один из наших подходов не провалился, и большинство дисциплин и сфер деятельности только выиграли от того, что человек стал уделять внимание всем измерениям своей бытия, часть которых он раньше не использовал. И хотя поначалу система кажется сложной, как только человек осваивает её, уже трудно повернуть обратно. Потому что тогда, если не учитывать какие-то измерения жизни, ты уже понимаешь, что упускаешь что-то важное и насколько твоя жизнь неполна. То есть, как только знакомишься с этим знанием, становится почти невозможно избежать его влияния на то, что делаешь. Трудность возникает тогда, когда мы пытаемся выразить всё это в теории и подобрать нужную терминологию.

  1. Существует ли 3D модель интегральной карты?

– Если бы тебе захотелось предложить визуальную модель интегральной системы в целом, а не плоское крестообразное изображение четырех секторов? Некую разворачивающуюся спираль, пусть даже сложносоставную, но всё же объясняющую ключевые моменты? Как бы она выглядела — эта 3D модель?

-  О, очень интересный вопрос. Наверное, это было бы слишком сложно и непонятно — как если бы кто-то съел коробку цветных карандашей и его вырвало на стол ? Дело в том, что секторы и все остальное — это абстрактные сигнальные указатели, напоминания, если угодно. Если посмотреть на местность отсюда до Болдера, - она довольно сложная и разнообразная, а географическая карта со схематичным её изображением всё равно плоская. Хотя у нас есть целая команда людей, которые занимаются мультимедийными флеш-презентациями, и система становится благодаря этому только интереснее. На самом деле сделать 3D-модель спирали, и сфер, и волн, и потоков,  с очень убедительной графикой возможно. Мы поняли это во время индивидуальной работы и работы с небольшими группами. Такой подход помог нам сократить время понятного четкого изложения информации о секторах, линиях, уровнях, состояниях и т.д. всего до 1,5 часов. Люди выполняют простые упражнения на перспективы второго  и третьего лиц, например.

Для объяснения понятия уровней развития мы используем видеоклипы, потому что все знают кого-нибудь с уровня 2, 3, 4 и т.д. Например, можно показать Атиллу Гуна или Гордона Гекко с Уолл-стрит и т.д., и все понимают, о чем речь, и усваивают это практически моментально. То же самое происходит с типами и состояниями: за примерно 1,5 часа можно дать людям четкое понимание и ощущение этих неотъемлемых измерений их жизни. Если попытаться сделать это посредством письменного слова, то есть через книги, требуется гораздо больше времени  для осмысления. Гораздо эффективнее и быстрее прибегнуть к визуальным средствам передачи информации. Мы только начинаем работу в этом направлении, но надеемся, что нам удастся сделать больше. И тогда вы увидите систему во всей красе ?

  1. Кен Уилбер применяет свою теорию литературной критики к собственной работе

- В книгу «Око духа» ты включил замечательное эссе на тему интегрального искусства и литературной теории — как осуществлять критику предмета искусства, или литературного произведения, или музыкального сочинения. И я подумала, что будет интересно, если ты расскажешь немного об этом, а потом применишь свой подход к собственным работам.

-  Так! Интересно! Общая концепция такой критики состоит в том, что ты смотришь как минимум на две вещи: на художника и на его работу. Первым делом я попробовал приложить к критике интегральную модель, модель AQAL, чтобы посмотреть, что происходит, когда  художник создает предмет искусства, или когда идея приходит ему в голову. Опять же, существует пять или шесть основных направлений, школ толкования произведений искусства. Согласно моему убеждению, неправых нет, все по-своему правы. То есть, эти пять-шесть школ существуют потому, что каждой из них есть что сказать, в каждой из них есть кусочек истины. Единственное, что здесь делает интегральная теория — выясняет, в чем именно каждая теория права. Здесь я мог бы говорить очень долго, но расскажу вкратце, что это за теории. В основном, я отслеживаю первичный импульс арт-идеи в осознанности автора — будь то живопись, или книга, или что-то еще, неважно.

Одна из школ интерпретации произведений искусства утверждает, что значение произведения следует искать в изначальном намерении автора. Конечно, когда мы смотрим на произведение искусства (картину, песню, скульптуру и т.д.), то в плане его интерпретации мы пытаемся понять, какой смысл оно несёт! Сюда относится и толкование литературных произведений. Таким образом, первая крупная школа интерпретации работает с толкованием изначального намерения автора. И выходит, что если хочешь понять искусство — пойми, что хотел сказать художник. Эта школа занимает важное место в мире толкования искусства, и очень популярна, но она упускает кое-что важное. Будь Фрейд жив, он обязательно указал бы на то, что если в художнике «кипит и пузырится» творческий импульс, то это сопровождается не только красивыми вещами. Есть еще и подсознание со скрытыми и порой  не очень привлекательными порывами. И здесь требуется психоанализ подсознательного.

Такой подход говорит примерно так: «Значение произведения искусства — это подсознательный импульс его автора, который проник в произведение незаметно». Классический пример, который применял сам Фрейд — латентная гомосексуальность Леонардо да Винчи. Можно согласиться или не согласиться с Фрейдом и его интерпретациями, но большинство не смогут отрицать, что у всех нас есть подсознательные импульсы или процессы, в которых мы себе не признаемся, и которые могут проникать в произведение искусства. В некоторых работах, выполненных мужчинами, можно, например, увидеть жестокое отношение к женщинам. Это еще один способ интерпретировать искусство. Он тоже по-своему верный, потому что изначальный импульс всегда есть, и в определенном контексте он обретает больше значения.

Есть и другой подход, который рассматривает не только и не столько подсознательное психологическое художника. Марксист может, например, сказать: «Искусство может выражать классовую структуру». И буржуазный художник, даже сам того не подозревая, может изобразить и классовую борьбу, и классовую структуру, и классовые конфликты. Есть целое направление, которое заключает в себе интерпретацию того, как фоновый культурный контекст может появляться в работе независимо от желания автора. Современные постмодернистские критики говорят: «В произведении  искусства можно найти и расизм, и сексизм, и другие -измы поэтому для адекватного толкования произведения нам важно знать, каков был культурный контекст во время создания работы». Следующая, не менее влиятельная школа интерпретации, говорит нам: «Послушайте, как вы надоели со своими толкованиями состояния и психологии художника!

Есть работа, произведение искусства — стихотворение, роман, картина — и всё, на что нужно смотреть, так это на само произведение! Нас не должно волновать, что художник намеревался сказать, имел в виду, подразумевал или не сказал! Его намерение могло проникнуть в работу, а могло и не проникнуть! И если оно осталось за его пределами, тогда мы не можем считать его частью работы!» Это называется формализмом. В рамках этого направления мы смотрим только на работу и на то, что она может донести.

Начиная с постмодернизма, появляется еще одна школа интерпретации, которая утверждает, что толковать произведение искусства в терминах художественной интерпретации вообще нельзя, потому что любая моя интерпретация будет только моей! Я посмотрю на картину Ван Гога и увижу одно, а ты посмотришь на неё — и увидишь другое! Неважно, что на картине, важно как на нее реагирует зритель.

Это называется реакцией аудитории. С этим подходом часто ассоциируется Стенли Фиш. И он сыграл немаловажную роль в постмодернистских исследованиях — по тем или иным причинам. Одна из причин — всё это правда! Отчасти работа состоит из реакций аудитории на неё. И это нужно знать, когда мы собираемся толковать произведение искусства. Недостаток этого подхода в том, что он во многом способствует поддержке бумер-ментальности, будто работу делает не художник, а критик. То есть раньше для того, чтобы стать великим художником, нужно было написать великую картину. Теперь же нужно просто найти хорошего критика. ? Такова еще одна школа интерпретации.

Интегрально-информированный критик, интегральная интерпретация говорит, что все эти подходы правильны! Потому что рассматривают искусство под разными углами, в разных измерениях AQAL. И каждое измерение вполне реально, каждое из них предоставляет какое-то своё видение и своё значение работы, и все они правы. В буквальном смысле. Первые две школы  (внутренне намерение художника, сознательное и подсознательное) относятся к верхнему левому сектору. Всё остальное тоже отлично ложится на спектр осознанности, уровни и линии. И это значит, что определенный тип осознанности может создавать соответствующий ему тип искусства. То есть, произведение может быть результатом осознанности уровня 2, или уровня 3, или 4, или 5, и т.д. Таким образом, интегрально-осведомленный критик, помимо применения всех выше перечисленных подходов, будет также смотреть на уровень осознанности, который, скорее всего, выражен в произведении искусства.

Интегрально-осведомленный литературный критик обязательно будет учитывать и этот аспект тоже. Я считаю, что это вполне разумно и оправданно. Многие интегрально-информированные художники, прежде чем создать произведение искусства, входят в определенное состояние сознания или поднимаются на определенный уровень, стадию развития, и работа приобретает некую ауру, которая словно впечатана в неё, вызывая то же самое состояние у зрителя! Происходит своего рода прямая передача энергии. Зритель может стоять напротив картины Ван Гога и в душе его всё переворачивается, - настолько сильна энергетика! Это очень важная сторона творчества — неважно, в какой области, будь то песня, стихотворение или представление. Мастер пытается воссоздать в зрителе/слушателе чувство той же интенсивности, которое испытывал он сам во время создания произведения искусства. Так что интегральная интерпретация в том числе пытается определить уровень, линию, состояние и т.д., в которых пребывал художник в процессе творчества. Это своего рода усложненная версия психоаналитического подхода к интерпретации. Мы смотрим на более широкий спектр уровней сознания. Согласно нашей семиуровневой схеме, моя работа создана на уровне 7 и покрывает все секторы.

Давай представим, ради эксперимента, что прошло сто лет, хотя это уже сложнее, но всё же – устремимся в будущее. Вот на полке перед нами собрание сочинений Кена Уилбера.  И мы хотим понять, каково было изначальное намерение автора, то есть твое намерение,  когда ты писал свои книги. Я прошу тебя ненадолго занять позицию независимого, стороннего критика.

С удовольствием! Я объясню, почему я шучу. Даже если мы применяем семиуровневую схему, есть один важный момент, который не нужно упускать: вид экспрессии в произведении искусства может отличаться от уровня изначального намерения или осознанности его автора! Объясню на простом примере с дзен-мастером. Недвойственная осознанность, о которой мы уже говорили, невыразима по своей сути! Можно пережить трансцендентальный опыт седьмого уровня, высшую осознанность, но для произведения выбрать язык уровня пониже, например, четвертого.

И это происходит сплошь и рядом. Я пишу на языке, который находится примерно между пятым и шестым уровнями, то есть плюралистическим и интегральным. Потому что только его могут понять и услышать. В удачный день я достигаю высших состояний или стадий, в не очень удачный — я на более низких уровнях. Нельзя всё время без остановки находиться на высоком уровне, так не бывает. Через сотни лет будут уровни выше сегодняшних, я уже говорил об этом, чтобы обо мне не думали, будто я восседаю на вершине пирамиды и смотрю на всех сверху вниз.

Хорошо, но давай всё-таки начнем с номера один.

-  Ты хочешь знать, какой  у меня был изначальный импульс?

-  Да, изначальный импульс, благодаря которому появилась твоя работа.

Здесь довольно много разных аспектов, но я расскажу о когнитивной стороне процесса. Всю мою сознательную жизнь, примерно с подросткового возраста, у меня было внутреннее убеждение, ощущение, что все правы. Но чтобы всем быть правыми, степень это правоты должна быть у всех разной. Такой вот парадокс, на первый взгляд. У каждого есть важный кусочек истины, и единственное, что меня по-настоящему интересовало — как каждому можно внести свой важный и значимый вклад, и чтобы он согласовывался со вкладами всех остальных. И я никогда не мог понять тех, кто говорит: «Бихевиоризм — правильный подход, а психоанализ — нет. Буддизм это хорошо, а гештальт — бессмыслица».

Я не понимаю таких людей, и считаю это мировосприятие искаженным. Для меня все направления и школы правы по-своему, если найти способ совместить их воедино. Исследую ли я разные дисциплины, например, или рассматриваю ряд школ социологии,  - в рамках своего когнитивного восприятия я обычно ищу точки их соприкосновения. Просто я априори считаю, что они говорят правду. Я верю им, верю, что все эти хорошие люди говорят правду. Моя задача лишь в том, чтобы найти точки их соприкосновения и сложить головоломку. Моё изначальное намерение по большей части состоит как раз в этом. И трудность в том, чтобы найти точку их взаимного приложения, то место, где они смогут естественным образом сложиться. Другими словами, я не подгоняю их друг к другу. Поскольку все они уже существуют в этом мире, моя задача лишь найти теоретическую основу для их сосуществования без ущерба истине, которую они несут.

Так что моё когнитивное изначальное намерение — это «сложить паззл», найти точки соприкосновения разных направлений, течений и школ. Часто это происходит как неожиданные озарения вроде «Так, это сходится здесь, а вот это — здесь», и именно отсюда начинается процесс написания работы. Момент обнаружения этой связи очень напоминает интуитивную догадку.  И моя задача — рассказать о связи, которую я обнаружил. Потом, когда ты уж выразил эту идею, можно попытаться найти подходящее место для этих направлений или школ в схемах и паттернах. Таково мое изначальное намерение. Кто-то может сказать, мол, есть же еще и подсознательные намерения!...

-  И я даже знаю одно! Я понимаю, со стороны сложнее заметить своё подсознательное… Хотя, продолжай!

Вообще-то я собирался сам сказать, но раз уж ты начала, продолжай ты.

-  Я могу предположить, что твое подсознательное изначальное намерение — стать тем теоретиком, который первый заметил эти всеобщие связи. То есть ты такой великий исследователь, и за тобой последнее слово.

Совершенно верно! Но это не подсознательное, это сознательное!

-  То есть… Я имею в виду, ты хочешь стать таким грандиозным, непревзойденным автором, с работой которого ничто не может сравниться.

 

Да, и это как раз то, с чем я в себе борюсь. Потому что как только впадаешь в эгоизм, он немедленно поглощает тебя, и ты попадаешься в ловушку. Студенты часто спрашивают меня, - поскольку в любой системе всегда есть недостатки, издержки и непривлекательные стороны, в чем недостаток интегральной системы? А я всегда отвечаю (на мой взгляд искренне и откровенно), что недостаток системы в том, что её можно воспринимать слишком всерьез и начать считать её единственным и непогрешимым путеводителем по жизни. И как только это происходит, возникают проблемы, – и в жизни, и в теоретической работе. Потому что тогда ты занимаешь оборонительную позицию и агрессивно защищаешь свою карту от всего нового, что с ней не согласуется.

Думаю, что я еще не окончательно безнадежен В конце концов, я прошел несколько стадий: Уилбер-1, Уилбер-2, Уилбер-3, Уилбер-4, Уилбер-5, и у каждого была своя модель. Но я находил в себе смелость признать, что я в чем-то был не прав и переходил на следующий уровень. Не то, чтобы предыдущие модели неверны, они скорее часть последующих. Но я вовремя замечал это и двигался дальше. То есть не защищал свою модель до последней капли крови против всего нового. И за этим постоянно нужно следить. С другой стороны, если мир действительно цельный и всесторонний, тогда кто-то должен допытаться до этой глубины, будь он хоть эгоистом, хоть не эгоистом, это благородная и важная задача; остается только надеяться, что меня не затянет слишком сильно и я не попадусь в ловушку самодовольства и снобизма. К счастью, половина моих друзей психиатры и психотерапевты, злые и вечно всем недовольные, и они не дают мне расслабиться. Так что вряд ли я упущу этот момент. Пусть я медленно учусь, но я же не полный идиот

-  Так какие же, на твой взгляд, у тебя подсознательные мотивации?

- Подсознательное на то и подсознательное, чтобы не знать о нем. Но поскольку я много ходил к психотерапевтам…

-  Что же говорят твои психотерапевты (у которых хватило смелости поставить такую задачу перед тобой)?

В эмоциональном плане основной мотивацией для меня является не установление власти и доминирование, а устранение разногласий и даже боли, когнитивного диссонанса внутри меня. Я начал заниматься различными, на мой взгляд, очень полезными практиками в возрасте около 18-19 лет. Я уже рассказывал: дзен-медитации, гештальт-терапия, анализ сновидений и др. И большинство из них противоречило друг другу! Это расстраивало меня, мне было очень некомфортно. И очень хотелось избавиться от этого ощущения  дискомфорта. Для этого я начал изучать их. И тогда помимо сильного дискомфорта у меня появилось замешательство, что гораздо хуже. Теперь я был не просто расстроен, а еще и сбит с толку. Лучше бы я и не начинал ничего изучать, а оставался в счастливом неведении! В общем, я запутался и не знал, что делать. Вот каким был мой подсознательный мотив для создания все интегральной системы — избавиться от дискомфорта и замешательства внутри себя. По большей части моей мотивацией стало стремление снизить стресс.

-  Модель помогла тебе в этом?

– Да! Когда мне впервые пришла в голову концепция спектра осознанности, мне было 23. Мне понадобилось 3 месяца, чтобы изложить ее на бумаге, и 9 месяцев, чтобы потом всё это напечатать на машинке. Долго же я её делал, эту работу…. Наверное, дольше, чем остальные свои книги.  Наконец, я доработал таблицу со спектром осознанности. Она хоть и была немного нестройной, но всё же достаточной адекватной картой. В ней было около 6-7 основных направлений психологии и психотерапии, каждым из которых я занимался сам, и каждый из которых очень любил, несмотря на то, что поначалу они противоречили друг другу. Но в итоге я создал спектр осознанности, и все они прекрасно в него вписались. Для каждого нашлось своё место! Я был просто счастлив! Так что для меня избавление от дискомфорта было серьезной мотивацией, и она поддерживала мою работу 5-6 лет. Кроме этого меня мотивировала красота и гармония, с которой все эти разные концепции сочетались друг с другом. Это было прекрасно. 

Красота, истинность и совершенство интегральной  модели двигала меня вперед. Даже больше, чем желание сделать что-то необыкновенное. Что же до того, о чем ты говорила — любой, кто занимается чем-то подобным, может угодить в ловушку эгоизма и самолюбования, что в принципе очень мешает теоретическому исследованию. Если же ты в любом случае остаешься на стороне истины, ловушка эгоизма тебе не грозит. Потому что тогда — во имя истины — любые противоречащие твоей системе данные ты будешь воспринимать не в штыки, а адекватно, пусть даже ради этого придется вытерпеть позор и публичное унижение. И я надеюсь, что у меня хватает силы воли, чтобы не скатываться в самолюбование и эгоистическое упрямство. Некоторые видят в моих работах другие подсознательные импульсы — кто-то говорит, что они слишком «мужские», патриархальные, женофобные, фаллоцентричные, кто-то видит в них болезненное стремление к классификациям… Но мне это даже нравится!

Возможно, это и правда. Я стараюсь работать над этим и преуменьшить значение этих импульсов — в силу того, что я включаю эти перспективы в свою перспективу! Как минимум, я знаю об этой проблеме, и даже думаю, что такой подход неотъемлемая часть пазла! Я не просто отрицаю: «Это неправда, идите к черту». И я не пытаюсь спрятать в голову в песок и сделать вид, что ничего такого нет. Но это также не значит, что я осознаю свои подсознательные импульсы. В общем, со стороны виднее, пусть другие судят. И мне постоянно говорят об этом. Я работаю над собой, и прислушиваюсь к здоровой критике.

– Это третий тип критики?

-  Да, это третий тип. Он чисто формальный. Люди просто смотрят на основное содержание работы, делают какие-то умозаключения, и это нормально совершенно нормальная практика. Тебе говорят: «Так, ты разработал эту концептуальную модель, она самодостаточная, развитая, прошла 4 или 5 фаз роста, да и ты кажешься уверенным в себе и в своей работе, – хорошо это, плохо ли». И люди анализируют мою работу, и большинство из них считает её последовательной, даже мои критики называют её достаточно согласованной и связной. Как и моё высокомерное, заносчивое эго. Но, по какой-то причине формалисты идут именно этим путем и рассуждают именно так.

-  А читатель реагирует …?

-  Читатель реагирует, именно! Уровни и линии в самой работе идут параллельно, и согласуются! Идея в том, что книгу пишет извечная личность Кена Уилбера, мы не говорим о Высшем «Я» или Большом Уме, потому что оно не делает никакого вклада. Свидетель — это всё, что возникает с извечным спокойствием и служит зеркалом ума. В зеркале отражаются различные предметы, и оно не предпочитает один предмет другому, оно не любит одно в ущерб другому, не помогает одному в ущерб другому,-  оно просто принимает всё как есть. Так же и я не пишу об одном, упуская что-то не менее важное. Поэтому речь не Большом Уме, который должен проявиться в моем труде, речь об Извечной Личности Кена Уибера, которая в этой работе проявляет себя. На мой взгляд, моя работа выросла ровно настолько, насколько вырос я сам, и увеличилась моя осознанность. Мы уже говорили о паре поворотных моментов, «углублений» осознанности в моей жизни.  И мне кажется, всё это отражено в книгах.

Кто-то может сказать (и я считаю, справедливо), что некоторые линии развития в моей работе выделены ярче, чем другие. Я уже приводил примеры, когда я повествую скорее в маскулинных терминах, чем в фемининных —то есть в терминах свободы, а не наполненности, хотя признаю и то, и другое, и считаю, что в работу включены обе эти энергии. Наверное, это было бы справедливым замечанием. И я согласился бы с утверждением, что я чаще делаю акцент на когнитивной линии и мужском типе. А вот если бы кто-то сказал, будто я навязываю эту свою склонность другим и говорю, что одно лучше другого или что-то делать нужно, а о чем-то можно забыть — вот здесь я бы поспорил. Потому что нельзя выделять одно в ущерб другому. Так что, не думаю, что я страдаю предвзятым отношением к линиям, с которыми работаю. Другие вольны делать с ними всё, что угодно! Но я ограничен строгими рамками академического исследования.

Если честно, больше всего в писательской работе я люблю моменты, когда замечаю поэзию в системе, о которой пишу. Это лучше, что может случиться во время работы. Я просто наслаждаюсь такими моментами. И я надеюсь, что мои работы написаны в интегральном ключе, с высоты интегрального уровня — что в них есть и логика, и красота, и динамика, и интегральный подход как у Джина Гебсера, и т.д. Я надеюсь, что достигаю высокого уровня экспрессии, потому что именно этого я и добиваюсь. Также я надеюсь, что уровень моей осознанности тоже высок; конечно, в какие-то моменты он низкий, но в моменты вдохновения, передачи энергии и знания, в моменты работы сверх-разума я достигаю каузального, недвойственного состояния. И думаю, что это влияет на работу, в особенности на поэтическую ее часть, где я даю «поэтические» описания, например, недвойственных состояний. Но в основном, сама работа представляет собой когнитивную интегральную карту, чего я добивался.  И именно её предполагается применять на практике, в жизни.

Читатель реагирует на мои работы так, как может реагировать согласно своему набору убеждений, взглядов и наклонностей. Так же, как я пишу эти работы согласно своим подсознательным мотивам, склонностям и т.д. То есть, каждый реагирует согласно своему профилю AQAL, и если у человека, скажем, иной уровень ценностей и ему не нравится конкретный уровень (на котором я пишу), он может разочароваться в том, что я недостаточно плюралистичен. И он расценит мою работу как подавляющую, угнетающую их ценности. Женщины могут сказать, что слишком патриархичен, маскулинен, и предпочли бы другой подход. Я понимаю. И в целом…

Это те, кто заинтересован в когнитивном развитии?

Да, именно!

-  …То есть их твоя работа может не заинтересовать?

Это целая проблема, потому что у меня репутация, так сказать, «когнитивного парня». Но это совсем не обо мне! Вся моя духовная практика «не-когнитивная». Она медитативная! Кроме того, я занимаюсь спортом… Да, если нужно написать теоретическую работу, от когнитивной точки зрения никуда не денешься, выбора здесь немного.  Но чего бы я не хотел, так это чтобы когнитивная линия стала единственной, главной, основной… Это же катастрофа! Но тем не менее, этим я и занимаюсь — то есть пишу теоретические книги…

-  Это твоя работа!

-  Работа?

-  Пусть даже твой график не такой, как у обычных людей!

-  Между пятым, то есть корыстным и эгоистичным, плюралистическим уровнем и шестым, интегральным уровнем есть конфликт. Многие мои критики находятся на плюралистическом уровне, и им совершенно не нравится интегральность. Возможно, они правы, а я ошибаюсь. И я абсолютно серьезно. Они пытаются применять мою схему, основанную на исследованиях других авторов, например, Клэра Грейвза или Джейн Левинджер. Тем не менее, я верю, что в пользу точки зрения плюралистов тоже есть аргументы. Много критики мои работы получают со стороны тех, кто просто находится на другом уровне развития, стадии осознанности, они не могут подключиться к этой информации, она им не нравится, она их расстраивает. Но это как в случае, когда кто-то приходит на твою территорию — нельзя это проигнорировать, надо что-то делать. Люди, находящиеся на высших уровнях, тоже иногда не любят мои работы! Хотя многим с уровнем выше моего они нравятся. Плюралистическому же уровню с этой информацией некомфортно.

  1. Необходимо ли понимание интегральной модели для развития человека?

– Как бы ты ответил читателю, который спросил бы: «Поскольку эта информация подается в когнитивном ключе, я не уверен, что могу и хочу ее изучать. Действительно ли мне это нужно?»

-  Да, я бы на его месте тоже задал этот вопрос. Полностью согласен! Никогда не рекомендую свои книги, потому что считаю, что ужасно навязывать кому-либо такое чтиво.

-  О, да ладно, Кен!

-  Я серьезно! Ты когда-нибудь, хоть когда-нибудь замечала за мной, чтобы я предлагал почитать свои книги? Никогда такого не было!

-   Хотя ты предложил мне почитать их, - ведь я задавала так много вопросов, ответы на которые есть в твоих книгах. Думаю, это вполне честно — я надоедала тебе со своими «почему?» и «как?», а сначала следовало просто подготовиться и кое-что почитать.

-  Да. Совершенно верно. И в данном случае так лучше для всех. Мозг «взрывается» быстро, а не медленно и мучительно, если бы мы занимались вечерами.

Нет, я серьезно. Люди действительно задаются вопросом: «Я хочу развиваться, эволюционировать, стать цельным, обрести любовь. Кен Уилбер, кажется, уникальный теоретик. Нужно ли мне, как ты выразился, «взрывать» свой мозг всеми этими книгами, или можно обойтись парочкой? Так ли это важно?»

-  На самом деле нет. И я надеюсь, что те 90-минутные видео-лекции, о которых я уже говорил, станут еще популярнее. Кроме них, мы используем простые экспериментальные упражнения и тому подобные вещи, с помощью которых можно быстро и интуитивно понятно рассказать о секторах, уровнях, линиях, состояниях и типах. Так, что человек будет буквально чувствовать это всем телом. Обычно мы разбиваем людей на группы по 3-4 человека, каждый ходит вокруг и описывает всё, что видит языком «оно»: высокое, широкое, весит столько-то, такого-то цвета, и т.д. Затем описание переключается на язык «я»: я нервничаю, я в восторге, я устал, я счастлив… Потом мы ставим какой-нибудь предмет, например, банку, и все обсуждают её, пока не придут к общему знаменателю и не скажут «Всё, мы поняли друг друга».

И тогда участники группы начинают ощущать в своем теле, что значат измерения «я», «мы» и «оно». Они понимают, что всё это было в них самих всегда, никто им ничего не навязывает, и мы ничего не придумываем. Можно познакомить людей с понятиями уровней, линий, состояний всего за 1,5 часа. И всем это нравится! Это как путешествие по самому себе! По тем уголкам, о которых ты, может быть, и знаешь, но которым не было уделено достаточно внимания.  Когда мы разработаем полноценную программу, тогда я спокойно мог бы кому-нибудь сказать: «Вот полуторачасовое видео, почему бы тебе его не посмотреть?» И это я вполне мог бы порекомендовать, такое обучение не травмирует мозг.

-  Когнитивное развитие – (тире) повреждение …

-  Да уж, наверное, от такого даже опухоль может появиться! ? И как только человек получает всю эту информацию и усваивает ее, он моментально понимает, что может применять её в своей повседневной жизни! Будь то хоть адвокат, хоть официантка. И если человек, скажем, занимается дзен-медитацией, или Випассаной, или любой другой практикой, или молится созерцательной молитвой, или ходит к психотерапевту, - интегральная система показывает ему взаимосвязи всех этих практик. И в определенном смысле это освобождает! То есть теперь никто не ожидает от дзен-медитации того, чего она дать в принципе не может. Ты освобождаешь дзен-практику, ограничив ее рамки, поняв, что она часть большего контекста. Так что, как только у человека возникает такое понимание, он спонтанно начинает применять его. Я не называю таких людей своими последователями, уилберианцами, потому что я ничего не создал сам, всё это уже существовало до меня и существует сейчас в каждом из нас.

У меня есть своя версия интегральной психологии, очень сложная. Наверное, того, кто изучит ее, можно назвать уилберианцем. Но я не считаю таковыми людей, применяющих секторы, уровни, линии и прочее, уилберианцами. Они просто используют свой потенциал, вот и всё.  Поэтому я довольно позитивно настроен в отношении наших 1,5-часовых видеороликов, и именно этим мы сейчас занимаемся на сайте Интегрального института. Затем, возможно, люди начнут делиться тем, где и как они применяют знание об интегральной системе. Я считаю, это здорово и вызовет широкий интерес благодаря простоте и доступности применения системы. И я надеюсь принять во всём этом участие и сделать свой вклад. И вот тогда, я поменяю свое мнение я не буду стесняться рекомендовать наши курсы.

-  Но объективности ради замечу, что мы ранее говорили о важности познавательного развития на когнитивной линии в плане общего эволюционирования. Так, может быть, наоборот — для развития очень нужно и важно прочесть работы Кена Уилбера?

-  Помнишь, мы говорили, что не нужно становиться олимпийским чемпионом на линии развития, чтобы она заработала?  Когда я вижу, что кого-то заставили прочесть мои книги, я чувствую себя ужасно. Ведь это не самые простые труды! Это как отсидеть четырехчасовой тренинг Бэррикса. Мне бы не хотелось никого принуждать. Можно развиваться в когнитивном плане без обязательного прочтения моих книг.

-   Что ж ты мне раньше не сказал! Невероятно! Ты ждал до последнего дня!

-  Тогда бы я не смог бы продать тебе 8 или даже 9 книг! ? Если у человека нет проблем с теоретическими изысканиями, то – вперед!  Особенно, если это пригодится в профессии (если ты, скажем, учитель или психотерапевт). Думаю, изучение теоретических основ в этом случае не помешает, а даже наоборот. Потому что мои книги охватывают много областей деятельности с множеством доказательных и исследовательских данных. Таким образом, человек может составить собственное мнение, просто ознакомившись с фактами, если угодно. И в этом смысле теоретический материал очень полезен. Да и вообще, наверное, я сам недооценил когнитивную мощь своих работ. 

Я обнаружил её благодаря встречам костяка нашей команды, которые проводятся в Интегральном институте 3-4 раза в год в выходные. Всё это люди, которые применяют интегральную систему на практике: в сфере бизнеса, экологии и т.д. Я всегда присутствую на этих встречах на случай возникновения вопросов по теории. И все они прекрасно оперируют теоретическими понятиями, чувствуют различные аспекты своей жизни, потому что поняли их значение благодаря практическому применению и когнитивному подходу.

Изменения, которые начали происходить, удивили в первую очередь меня самого! И на мой взгляд, это происходит — как ты правильно заметила — потому что когнитивный процесс необходим, но он недостаточен для продвижения по другим линиям. И когда ты подталкиваешь когнитивную линию вперед, она создает свободное пространство, очищает его, чтобы на нем могло вырасти что-то новое. Опять-таки, необязательно продираться сквозь теоретические дебри, но если хочется  прочесть эти книги, то наверняка они очень поспособствуют развитию, и значительно. У них действительно есть активный стимулирующий эффект, который распространяется и на другие уровни и линии.  И это очень удивило меня, наверное, даже больше, чем всех остальных.

  1. Должны ли мы рассматривать искусство отдельно от этики художника?

- Еще вопрос об искусстве и авторских работах. Когда я участвовала в дискуссиях, мне доводилось слышать, как люди говорили о личности художника, автора, мастера, - о том, какой он ужасный человек, какой у него плохой характер и так далее. И как по этой причине они отказывались от прочтения его книг, или прослушивания музыки, ну и т.д. Что-то вроде бойкотирования всех его творений. Я понимаю, что твоя пятиуровневая система всё это учитывает. Но по-простому, что ты думаешь по поводу такого отношения — «Мне все равно, какой у мастера характер, мне интересна его работа сама по себе»?

Такие суждения действительно свойственны системе ценностей плюралистического постмодернистского пятого уровня. И в этом есть свой положительный момент, здоровый аспект… Все уровни важны, все они занимают своё место, все они должны существовать, так как являются составляющими нашего бытия. Каждый из них имеет здоровую и нездоровую версию. Положительный момент состоит в том, что плюралистическое «я» пятого уровня (Клэр Грейвз называл его «самостью») чувствительно ко всему, что связано со всесторонним, всеохватывающим и инклюзивным отношением к бытию, без разграничения и подавления. И один и способов «защиты» – как раз такого рода суждения. «Раз мне не нравится человек, то не буду смотреть, читать, слушать его работы». Люди пятого уровня дисквалифицируют всё, что создает человек, который им субъективно не нравится.

Очевидно, что это не совсем правильно, т.к. не похоже на всесторонний подход. Но положительный момент здесь в том, что такое отношение это своего рода попытка восстановить дисбаланс там, где субъективная аморальность автора действительно причинила кому-либо вред. Согласно своей системе ценностей, 5-й уровень отступается от таких людей (иногда, к сожалению, с излишним усердием): «Если художник – расист, мне все равно, что он там сотворил или написал, не хочу иметь к нему никакого отношения». В этом тоже есть своё благородство. Но нужно быть аккуратным, потому что здесь легко впасть в крайности. Более того, 5-й уровень обычно исключает из своей жизни работы остальных шести уровней сознания. Он их просто не любит! Так что пятый уровень не такой уж всеобъемлющий, каким хочет себя видеть. Но сам по себе этот импульс достаточно благороден. Я думаю, нужно позволить людям быть такими, какие они есть.

Хотя такое отношение интегральным назвать, конечно, нельзя. Потому что, чтобы выносить суждения, нужно смотреть на уровни и линии и судить о них объективно на фоне общей картины. Факт остается фактом: некоторые духовные учителя очень продвинуты в практике медитации, но они ничего не знают о психо-сексуальном развитии; художник может писать великие картины и при этом быть моральным уродом. Да, я бы тоже хотел, чтобы все были на 7-м уровне по всем линиям. Но в реальной жизни так не бывает! Так что, если хочешь вынести более-менее сбалансированное, объективное суждение, нужно смотреть со всех сторон. Я бы, например, не стал отделять работу от её автора, но включил бы особенности его личности в интерпретацию с интегральной точки зрения, которая нечего не отбрасывает и не игнорирует.

  1. Всесекторная, всеуровневая история будущего 

-  Если ты помнишь, когда мы начинали этот цикл бесед, я спросила тебя, кто ты — картограф, философ… И ты ответил «рассказчик историй».  Наверное, правильнее будет сказать «космический рассказчик». И мне интересно, раз уж мы заканчиваем, куда наша история пойдет дальше в терминах 4 секторов? Чего ожидать? Побудь немного рассказчиком историй из будущего.

-  Захотелось фантастики? … История не заканчивается. Она всё время продолжает идти вперед и развиваться, и это поразительно. Одна из причин, почему я хочу верить в реинкарнацию, это моя вера в то, что все эпохи – архаическая, магическая, мифическая, рациональная, плюралистическая, информационная – все они своего рода актеры в этой великой пьесе. Я считаю, что нет никакого смысла в том, что человек рождается, проживает свою жизнь и просто исчезает. Разве это правильно? Какая-то космическая несправедливость. То есть, раз у нас есть уровни, волны, стадии, великая цепь бытия, спектр осознанности, и так далее — значит, каждый должен получить главный приз.

-  Ты такой справедливый, Кен.

-  Нет, я просто счастливый романтик! Естественно, Вселенная совсем не обязательно устроена именно так. Мне хотелось бы думать, что при необходимости я смог бы принять это в расчет и смириться с тем, что универсум на самом деле совсем не такой справедливый, как я думаю. В глубине души у меня всё еще когнитивный диссонанс по этому поводу… Но я верю, что у нашей истории счастливый конец! Что все мы проходим через жизненные испытания от раза к разу, чтобы, наконец, усвоить какие-то уроки и сделать всё правильно, стать более осознанными и небезразличными. То, что кто-то жил, скажем, 2000 лет назад, прожил короткую жизнь и просто умер — мне кажется бессмысленным. Мне это не нравится, и я не хочу с этим мириться. Так что, в моем фантастическом рассказе будет по-другому. Мы все проходим несколько жизненных циклов, возвращаясь снова и снова, пока не усвоим простые истины.

Но это всего лишь мой фантастический рассказ, моя мечта, моя утопия, и мой невроз, если угодно. На ближайшее будущее я могу набросать демографический прогноз: менее двух процентов населения планеты находится на интегральном уровне развития. Семьдесят процентов сейчас на этноцентрическом уровне либо на уровнях ниже. Меня это пугает! Это очень страшная ситуация. И я не думаю, что она быстро изменится. Впереди мне не видится ничего, что напоминало бы появление Мировой Федерации на уровне 5 или выше, по крайней мере, сейчас. Мир идет по накатанной, - от одной относительной катастрофы к другой, с небольшими неожиданными перерывами на мир. И я пока не вижу изменений в будущем. Да, социальное обучение имеет место быть, эволюция тоже, и прогресс идет, и это нельзя не признать. Мы уже говорили о разных возможных путях развития в терминах физического здоровья и т.д.

Но на ближайшее будущее прогнозы у меня неутешительные. Я как всегда порекомендую действовать и жить в терминах интегральной системы, то есть развивать тело, ум и дух в рамках самости, культуры и природы. Уделять внимание природе можно, занимаясь экологическими проблемами и соблюдая экологическую этику, и чувствуя ценность и уникальность нашей планеты, Геи. В плане культурного развития — участвуя в решении политических задач, занимаясь проблемой мира на планете со всех сторон, а не с одной. В части саморазвития – тренируя тело, ум и дух, работая над состояниями сознания, любящей открытостью, принятием всего сущего и происходящего. Потому что всё это ускоряет наше движение по стадиям. И никогда не поздно начать работать над собой, потому что все эти измерения уже существуют и нам доступны! Повышая уровень осознанности и сострадания, человек делает мир немного более цельным, чем он был раньше. И это самое лучшее, что вообще можно сделать.

На этом мы завершаем цикл бесед «Космическое сознание» с Кеном Уилбером.

Больше информации вы сможете найти на сайте www.integralinstitute.org

Музыкальное сопровождение программы: Стюарт Девис, песня «Лестница» (Stuart Davis ‘The Ladder’)

Информацию о творчестве Стюарта Девиса ищите на сайте www.stuartdavis.com

Для получения дополнительных экземпляров этого цикла бесед или полного каталога «Sounds True» (аудио, видео и музыка для саморазвития) посетите сайт www.soundstrue.com, позвоните по тел. 800-333-9185  или напишите по адресу: США, p/o box 8010 Boulder, Colorado, 80306 

с пометкой "The Sounds True catalogue" .

Спасибо за внимание! 

Last modified: Sunday, 6 January 2013, 10:45 PM
Skip Comments

Comments

Skip Поделитесь с друзьями

Поделитесь с друзьями

Skip ВКонтакте

ВКонтакте

Skip FACEBOOK

FACEBOOK

Skip Twitter

Twitter

Skip Куратор проекта

Куратор проекта

Анатолий Баляев

Бизнес-тренер, коуч, писатель

Персональный сайт

 

Skip Счётчики

Счётчики

Яндекс.Метрика

Skip Navigation